Самые полезные юридические советы

Что такое закон о торговле и какие вопросы он регламентирует

Что такое закон о торговле и какие вопросы он регламентирует - картинка 1
Предлагаем ознакомится с тематической информацией в статье: "Что такое закон о торговле и какие вопросы он регламентирует". На все возникшие вопросы ответит онлайн-консультант.

Простыми словами: Закон о торговле

Закон «О торговле» был принят еще в 2009 году, но с тех пор его постоянно пытаются изменить. Недавняя новость о планах повысить допустимую премию торговым сетям до 5% и не ограничивать стоимость логистических услуг вызвала споры вокруг этой инициативы. Между тем, не все знают что такое сам закон «О торговле» и что он регулирует. Milknews рассказывает об этом в рубрике «Простыми словами».

О субсидиях читайте в нашем первом выпуске серии о господдержке молочной отрасли, о капексах можно узнать во второй части.

Оглавление

Что такое закон «О торговле»?
Это документ, который определяет понятия торговли, розницы и оптовых продаж, торговой сети, продовольственных товаров и разделяет торговые помещения на стационарные и нестационарные.

Он был принят в конце декабря 2009 года и с тех пор менялся и дополнялся.

Зачем нужен закон «О торговле»?
Помимо того, что он определяет, что такое собственно говоря сама торговля (бизнес, связанный с покупкой и продажей товаров) и сети (два и более магазина или торговых точки под общим управлением) и многое другое, он регулирует саму отрасль.

Например, он определяет права поставщиков и ритейла, разграничивает полномочия региональных и федеральных властей в контроле над торговлей и взаимоотношения между властью, бизнесом и поставщиков с торговлей.

При этом закон никак не касается внешней торговли, организации торгов и финансовых операций.

Какие термины определяет закон?

Торговля – это деятельность, связанная с покупкой и продажей товаров;

Торговая сеть – это два или более объектов с одним владельцем;

Вознаграждение (в отрасли широко применяется термин ретробонус) — это плата за оборот и продвижение товара. Также может называться ретро-скидкой. Заграницей это называют рибейт (rebate). При этом ретробонус может быть выплачен поставщиком в самом разном качестве. Чаще всего это опцион, поставка каких-то товаров или части партии бесплатно или банально выплата деньгами, что всегда означает возврат части стоимости товара поставщиком торговой сети.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В самом законе определение прописано расплывчато: «Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров»;

Продовольственные товары – это, грубо говоря, вся еда и питье, а также пищевые и биологически активные добавки;

Торговый объект – это место, где лежат товары и есть возможность их приобрести. Это может быть как все здание, так и его часть;

Стационарный торговый объект – это, если упростить, капитальное здание с фундаментом. В законе определяется как «торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения»;

Нестационарный торговый объект – это временное сооружение, не связанное «прочно с земельным участком». Подключение к инженерным сетям роли в определении стационарности не играет.

Что нельзя делать ритейлерам?
Закон ограничивает их максимальную долю в каждом регионе. Так, если у какой-то компании, владеющей торговыми сетями в любом регионе (включая Москву и Санкт-Петербург) больше 25% рынка в денежном выражении, ей нельзя брать в аренду или покупать новые помещения для торговли. Если быть точным, в законе эта граница определяется как «двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации».

Кроме того, в законе прописан максимальный размер ретробонуса (вознаграждения) торговым сетям – 10% от цены приобретенных товаров в договоре. Ретробонусы запрещены для социально значимых товаров. Их перечень определен в постановлении правительства №530 от 15 июля 2010. Туда входят мясо кур, пастеризованное молоко (но только 2,5-3,2% жирности), хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной муки и ее смеси с пшеничной со сроком годности менее 10 дней.

Установлены максимальные сроки оплаты за товар поставщикам. Они зависят от сроков годности. Если он менее 10 дней, то поставщик должен получить свои деньги не позднее чем 10 рабочих дней со дня приемки партии. Если срок годности 10-30 дней, то оплатить товар должны за 30 календарных дней включительно. Если срок годности больше 30 дней, крайний срок оплаты за такие товары – 45 календарных дней со дня приемки.

Если цены на социально значимые товары за 30 календарных дней в любом отдельном регионе вырастут на 30% и более, то правительство по закону «О торговле» имеет право установить предельно допустимые розничные цены.

Наконец, ритейл может оказывать поставщикам услуги по маркетингу, рекламе и прочему продвижению. Но они должны быть включены в договор оказания услуг, а не в договор поставки.

Что закон требует от поставщиков?
Поставщики должны предоставлять торговым сетям доступ к информации об условиях отбора контрагента для поставок. Также торговые сети должны иметь доступ к документам о безопасности поставляемых товаров. Такие данные должны предоставляться поставщиками в течение 14 дней со дня получения запроса от ритейлера.

Цена договора поставки продовольственных товаров должна определяться в соответствии с законом о торговли. То есть если есть государственное регулировании цен на определенные товары, цена на них не должна превышать определенный властями уровень и если за 30 дней цена на любой из социально значимых товаров вырастает более чем на 30%, правительство имеет право установить регулировании цен. Это определено в статье 8 в частях 4 и 5.

Ссылки на документы

Что хотят изменить?
Правительство в конце апреля предложило повысить допустимую премию до 5% и не ограничивать стоимость логистических услуг, которые ретейлеры оказывают поставщикам. Поставщики считают, что это позволит сэкономить 20-25% от стоимости партий, объясняя это затратами на логистику, а торговые сети возражают, что сейчас премии ограничены 10% и для поставщиком ничего не изменится.

Почему это плохо?
Потому что еще в прошлом году максимальный размер вознаграждения хотели снизить с 10 до 3%, а сроки оплаты товаров существенно сократить: для товаров со сроком годности менее 10 дней крайний срок оплаты хотели сократить вдвое — с 10 до 5 дней; при сроке годности до 30 дней – уменьшить отсрочку платежа с 30 до 20 дней, а при сроке годности более 30 дней — с 45 до 35 дней.

Источники

http://milknews.ru/longridy/prostymi-slovami/Zakon-o-torgovle.html

Закон о торговле с последними изменениями

Экономика состоит из внутренней и внешней торговли, которую осуществляет государство. Именно поэтому торговля продукцией на внутренних рынках России должна развиваться и контролироваться органами. Так как эта область постоянно меняется, в регулирующий ее закон номер 381 постоянно вносятся новые изменения.

Основные положения закона о торговле

ФЗ 381 о регулировании торговой деятельности был принят Государственной Думой 18 декабря 2009 года, а одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года. Последние изменения в него были внесены 3 июля 2016 года. Федеральный закон 381 содержит 5 глав и 22 статьи. Этот закон регламентирует процессы контроля и регулирования торговли на всей территории России. Также он определяет правоотношения, возникающие между участниками торговли.

Краткое содержание Федерального закона номер 381 о госрегулировании торговли на территории Российской Федерации:

ФЗ об адвокатуре в последней редакции тут:

Согласно 1 статье закона, он преследует следующие цели:

  • При помощи оформления общих требований для всех торговых процессов объединение экономического рынка страны;
  • Установление границ между полномочиями разных сотрудников различных государственных органов;
  • Обеспечение соблюдения прав всех торгующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • Развитие отрасли торговли для удовлетворения потребности населения и гос. учреждений, а также для развития конкурентоспособности на рынке.

Вам будет интересно: ФЗ о референдуме в Российской Федерации 2018 г. Последние изменения здесь:

ФЗ о торговле с 1 января 2017 года претерпел определенные изменения. Если договор на поставку товара или работ был заключен до 15 июля 2016 года, до 1 января 2017 года информация в договоре должна быть изменена и в итоге должна соответствовать требованиям положений закона. В противном случае договор будет признан недействительным и аннулирован.

Скачать Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 N 381-ФЗ можно по ссылке.

Последние изменения

Последние изменения в закон о торговле были внесены 3 июля 2016 года, при принятии ФЗ номер 273.

Согласно изменениям в первую статью была добавлена шестая часть. В этой части написано, что все требования и условия, расписанные в главе номер 3 об антимонопольной системе касаются не только хозяйствующих субъектов, но и других лиц, входящих с ними в одну группу. Это условие регулируется 135 ФЗ о защите конкуренции.

Во второй статье были изменены пункты 8 и 10, определяющие понятия «торговая сеть» и «услуги по продвижению товаров». Торговая сеть — это несколько объектов торговли, принадлежащие одному хоз. субъекту, группе хоз. субъектов или продающиеся под одной коммерческой маркой. Услуги по продвижению товаров — это оказываемые хоз. субъектам услуги по продвижению их продовольственных товаров, при помощи рекламы, системы выкладки в торговых центрах и магазинах, отчетности и других действий рекламного характера.

Множество изменений произошло в статье номер 9:

Также изменилась 1 часть 13 статьи. В этой части перечислены ограничения для хоз. субъектов, организовывающих торговые сети или поставляющие в них товары:

  • Дискриминировать граждан или другие лица, нарушая ФЗ о защите конкуренции;
  • Передавать товар или продукцию клиенту через третьи лица без оформления с третьим лицом договора о собственности. Принимается произвольный письменный документ с информацией о третьем лице;
  • Ограничивать в доступе или на выходе из объектов других хозяйствующих субъектов;
  • Запрещено навязывать контрагенту условия запретов оформления договоров с другими хоз. субъектами, условия возврата непроданной продукции или товаров обратно хозяйствующим субъектам, предложения о снижении ответственности за невыполнение условий договора, условия о неприемлемом понижении цен, не описанном в настоящем законе, условия со сведениями о передаче информации о договорах хоз. субъектам;
  • Запрещено нарушать систему ценообразованию, установленную согласно нормативам, принятым в РФ.

Во второй части 13 статьи сократилась информация о Федеральном законе «О защите конкуренции». Была исключена дополнительная информация о нем, как номер, дата принятия, дата внесения последних изменений. В 13 статье осталось лишь название этого закона.

В 16 статье, в части 2 была изменена информация о проведении государственного контроля федер. органами. Федер. органы исполн. власти имеют право оформлять и принимать нормативы и акты, а также вести надзор за соблюдением правил антимонопольной системы. Имеют право подключать в разбирательства другие территориальные органы. Обладают полномочиями, согласно антимонопольному законодательству России, выдавать предписания и советы по улучшению работы. В 3 части этой же статьи изменилась информация, согласно которой описанные выше органы могут принять меры, описанные в законодательстве РФ.

В 18 статью был добавлен 4 пункт в 4 часть. Согласно этому изменению одним из показателей развития эффективности описанных программ является увеличение спроса на определенную продукцию на российском рынке. В 19 статье, части 3 фраза о документах, описывающих реализацию развития субъектов РФ, была изменена на фразу «нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

Отсрочка платежа по закону о торговле

Важнейшим критерием оценки рассрочки является дата поставки товара, получения его на руки и срок хранения товара. При помощи этого критерия правоотношения между поставщиком и клиентом становятся более легитимными и открытыми, что позволяет процессу торговли быть более эффективным.

Вся информация о рассрочке и о ее сроках оформлена в 9 статье, в пункте номер 7. Дан список самых поздних сроков оплаты продовольственных товаров:

  • Продукция с наименьшим сроком хранения оплачивается в первую очередь. Все товары, которые можно хранить менее чем 10 суток должны быть оплачены в течение 8 рабочих дней. Срок оплаты начинается с момента получения продукции клиентом;
  • Продукция со средней продолжительностью срока хранения оплачивается во вторую очередь. Все товары, которые можно хранить менее чем 30 суток, но дальше 10, должны быть оплачены в течение 25 рабочих дней. Срок оплаты начинается с момента получения продукции клиентом;
  • Продукция с длительной продолжительностью срока хранения оплачивается в последнюю очередь. Все товары, которые можно хранить дольше 30 суток, должны быть оплачены в течение 40 рабочих дней. Срок оплаты начинается с момента получения продукции клиентом.

В прошлые года сроки рассрочки были более длительными, для улучшения качества продаваемого товара было принято решение о внесении изменений в закон. Согласно изменениям сроки были сокращены на 5-10 рабочих дней.

Особенности выездной торговли

Выездная торговля является одним из самых контролируемых аспектов ведения торговли, согласно описываемому закону. Важнейшим условием и требованием, при котором позволяется вести выездную торговлю является то, что транспорт, в котором располагается продукция, не должен нарушать ПДД, не должен мешать движению на дорогах, и самое главное, не должен представлять риск здоровью и жизни населения РФ.

В транспорте или на руках у продавца обязательным считается наличие документации, в которой описана лицензия или подписано разрешение на осуществление торговли на улицах города. Необходимые бумаги продавец имеет право получить у поставщика товаров или владельца транспортного средства.

В бумагах должны быть прописаны сведения о технических и санитарных характеристиках транспорта, также передвижное средство должно этим характеристикам и нормам соответствовать. Если при проверке будут выявлены нарушения, лицо, занимающееся продажей, будет привлечено к ответственности, согласно положениям настоящего и других законов России.

Источники

http://lawlinks.ru/zakon-o-torgovle/

Аналитика

Аналитические обзоры

Закон о торговле: новые правила игры

Ксения Подгузова, Старший юрист Коммерческой группы

В июле этого года были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)[1]. Наиболее спорным и обсуждаемым оказалось нововведение, предусматривающее ограничение совокупного размера вознаграждения, которое выплачивается поставщиками продовольственных товаров (далее – поставщики) торговым сетям за приобретение определенного количества товаров, и платы за оказание дополнительных услуг.

Правило пяти процентов

В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о торговле в новой редакции размер выплат поставщика в пользу торговой сети ограничивается пятью процентами от цены приобретенных продовольственных товаров. При этом в данную сумму включается как вознаграждение торговой сети за приобретение определенного количества товаров, так и плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров и иных подобных услуг. Перечень услуг, подпадающих под данное ограничение, является открытым.

Более того, «услуги по продвижению товаров» понимаются в новой редакции Закона о торговле очень широко: к ним относятся услуги, оказываемые поставщикам в целях продвижения продовольственных товаров, в том числе путем рекламирования товаров, осуществления их специальной выкладки, исследования потребительского спроса, подготовки отчетности, содержащей информацию о таких товарах, либо осуществления иной деятельности, направленной на продвижение продовольственных товаров (пункт 10 статьи 2 Закона о торговле).

Ситуация осложняется тем, что предельный размер вознаграждения должен рассчитываться от «чистой» цены товаров: при расчете не учитывается сумма НДС, а в отношении подакцизных товаров – сумма акциза (часть 4 статьи 9 Закона о торговле), что, соответственно, снижает размер допустимого вознаграждения.

Указанное ограничение требует значительных изменений в схемах взаимодействия поставщиков с торговыми сетями. Так, ранее вознаграждение за приобретение товаров ограничивалось десятью процентами, а стоимость услуг, оказываемых торговыми сетями поставщикам, не ограничивалась предельным размером и была предметом договоренности сторон.

Для приведения схем взаимодействия торговых сетей с поставщиками в соответствие с новыми ограничениями установлен переходный период. Условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Законом о торговле и заключенных до вступления изменений в силу (до 15 июля 2016 года), должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями до 1 января 2017 года. С указанной даты условия договоров, противоречащие Закону о торговле в новой редакции, признаются утратившими силу[2].

Выплаты поставщиков в пользу торговых сетей в настоящее время являются распространенной коммерческой практикой, так же как и оказание торговыми сетями множества дополнительных услуг поставщикам. В связи с этим внесение рассматриваемых ограничений в Закон о торговле вызвало множество вопросов как со стороны торговых сетей, так и со стороны поставщиков.

Отдельные вопросы были рассмотрены в Письме ФАС России от 05.09.2016 № АК/60976/16 «Разъяснения ФАС России по некоторым вопросам применения Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 273-ФЗ» (далее – Разъяснения ФАС России, Разъяснения).

В частности, антимонопольный орган указал, что норма о пятипроцентном ограничении выплат в пользу торговых сетей содержит две составляющие:

вознаграждение за приобретение определенного количества продовольственных товаров, которое может быть включено в договор поставки и исчисляться в процентах от цены приобретенных товаров;

плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров и иных подобных услуг.

При этом вторая составляющая не может быть включена в договор поставки, так как это противоречит части 12 статьи 9 Закона о торговле, предусматривающей запрет на включение в договор поставки условий об оказании услуг в отношении поставляемого товара. Вместо этого такая плата должна быть установлена договором возмездного оказания услуг и должна определяться не в процентном выражении, а в фиксированном размере.

Необходимость фиксировать цену каждой из дополнительных услуг ФАС России объясняет тем, что каждая из таких услуг является идентичной для всех поставщиков, то есть имеет одинаковое содержание и объем действий. Следовательно, по мнению антимонопольного органа, при оказании разным поставщикам одинаковой услуги торговая сеть будет нести равные затраты. Установление же стоимости дополнительных услуг в процентном выражении от товарооборота будет приводить к установлению разных цен на одну и ту же услугу, что будет рассматриваться как нарушение пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле (создание дискриминационных условий).

Важно отметить, что, несмотря на установление обеих составляющих выплат разными договорами и в различном порядке, их совокупная сумма тем не менее не должна превышать пяти процентов от цены приобретенных товаров.

Данное разъяснение делает более понятной позицию ФАС России по отношению к произошедшим изменениям, однако ряд вопросов остается открытым. Например, прямо не разъяснено, как должны соотноситься две составляющие выплат торговым сетям: должны ли фиксированные суммы за оказание услуг устанавливаться в отношении каждой партии товаров и, соответственно, входить в пять процентов цены каждой из партий, либо они могут определяться на какой-либо период, и их размер должен рассчитываться исходя из совокупной цены товара за весь установленный период.

Неурегулирована Разъяснениями ситуация, когда затраты торговой сети на оказание поставщику дополнительных услуг фактически превышают пятипроцентное ограничение, установленное Законом о торговле.

Кроме того, ни новые положения Закона о торговле, ни Разъяснения ФАС России не затрагивают ситуации, когда поставщики и торговые сети, заключившие договоры до вступления изменений в законную силу, не могут прийти к согласию о дальнейших условиях сотрудничества.

В связи с большим количеством открытых вопросов касательно перехода торговых сетей и поставщиков на новые схемы взаимодействия ФАС России ведет активный диалог с представителями отрасли, поясняя свою позицию и принимая новые вопросы.

В частности, 20 сентября 2016 года в Казани прошла Международная научно-практическая конференция «Обеспечение конкуренции в области торговой деятельности»[3].

Как сообщили на конференции представители антимонопольного органа, в настоящее время ФАС России ожидает поручения Правительства РФ на проведение мониторинга соблюдения Закона о торговле на ежедневной основе. По мнению ФАС России, такой мониторинг уже показал свою эффективность в 2010 году после принятия Закона о торговле.

Изменения в Закон о торговле также повлекли за собой изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ). В частности, диспозиция части 1 статьи 14.42 КоАП РФ была приведена в соответствие с новым ограничением на выплаты поставщиков в пользу торговых сетей. При этом вид и размер административной ответственности не изменились: за соответствующее нарушение предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 рублей, для юридических лиц – от 1 до 5 млн рублей.

Важно отметить, что, согласно Разъяснениям ФАС России, привлечение к административной ответственности за нарушение новых положений Закона о торговле до 1 января 2017 года возможно только в отношении договоров, заключенных после вступления изменений в силу, то есть после 15 июля 2016 года. Следует отметить, что в «зону риска» могут попасть также дополнительные соглашения к договорам, заключенные после указанной даты и предусматривающие условия, которые противоречат действующей редакции Закона о торговле. Между тем исполнение обязательств по договорам, заключенным до вступления изменений в силу и не соответствующим Закону о торговле в новой редакции, до начала следующего года не приведет к административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 14.42 КоАП РФ составляет один год со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении данный срок исчисляется со дня его обнаружения. Таким образом, по указанной статье дело возбуждается немедленно после получения должностным лицом достаточных данных, свидетельствующих о нарушении.

Выводы и рекомендации

Закон о торговле в новой редакции значительно ограничивает существующую коммерческую практику взаимодействия торговых сетей с поставщиками. В этой связи ключевым остается вопрос, как организовать свою деятельность после 1 января 2017 года, чтобы исполнить требования законодательства и в то же время обеспечить экономические интересы сторон.

Практика применения новых положений Закона о торговле начнет активно формироваться только в 2017 году. Однако уже сейчас можно предположить, что перечень услуг, подпадающих под пятипроцентное ограничение, может максимально широко толковаться компетентными органами, и под соответствующее ограничение будут подпадать любые услуги, так или иначе содействующие реализации товаров. При этом нельзя исключить ситуации, когда предметом внимания антимонопольного органа могут стать нестандартные условия иных договоров между поставщиками, торговыми сетями и аффилированными с ними лицами, если возникнут основания полагать, что такие условия преследуют цель обойти предельный размер выплат в пользу торговой сети (например, завышенный размер арендной платы, выплачиваемой поставщиком за площадь для проведения промо-акции в торговом объекте, если арендодателем является аффилированное с торговой сетью лицо).

Также особое внимание, как ожидается, будет уделено дополнительным соглашениям и новым договорам, заключенным после 15 июля 2016 года, а также любым выплатам, осуществленным поставщиками в пользу торговых сетей после 1 января 2017 года.

В связи с изложенным торговым сетям рекомендуется уже сейчас начать разработку договорных схем взаимодействия с поставщиками, которые бы учитывали новые положения Закона о торговле, а также позицию ФАС России в отношении возможных недобросовестных практик.

[1] Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». [2] Части 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Источники

http://www.vegaslex.ru/analytics/analytical_reviews/the_law_on_trade_new_rules_of_the_game/

Новый закон о торговле в вопросах и ответах

Что такое закон о торговле и какие вопросы он регламентирует - картинка 4

Как ранее сообщалось, Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Законопроект в Госдуме представил официальный представитель правительства РФ – заместитель министра промышленности и торговли РФ Станислав Наумов.

Расширенные тезисы выступления С. Наумова и его ответы по законопроекту на вопросы депутатов предоставили в пресс-службе Минпромторга.

С. Наумов: Законопроект «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» разрабатывался несколькими ведомствами, в том числе Минпромторгом России, и я бы обратил внимание на следующие ключевые цели законопроекта:

— обеспечение единства экономического пространства на всей территории страны, что обеспечивается установлением единых требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

— определяются особенности отношений торговли и производителей продовольственных товаров: в законопроекте описаны такие отношения, которые связаны с установлением перечня недопустимых в сфере товарооборота действий, в том числе недобросовестных практик; определяются сроков оплаты продовольственных товаров и структура договора поставки; а сам договор поставки отделен от договора оказания услуг.

Для того чтобы понять, что из себя сегодня представляет торговля, надо посмотреть на данные, которые говорят не только о вкладе торговли во внутренний валовой продукт (ВВП), он сегодня является, пожалуй, самым заметным среди всех видов экономической деятельности, так как оптовая и розничная торговля являются достаточно популярным видом деятельности в разных хозяйствующих субъектах. Сегодня благодаря этому налоговые поступления от торговой деятельности в бюджет Российской Федерации за первое полугодие 2009 года составили более 316 млрд. рублей. При этом, структура розничной торговли характеризуется большой долей как индивидуального предпринимательства, так и малых и средних предприятий.

Территориальное распределение розничной торговли по федеральным округам и субъектам Российской Федерации во много связано с крупными индустриальными центрами. В основном, в последние годы розничная торговля активно развивалась в Центральном федеральном округе и крупных городах Северо-Западного и Уральского регионов. На карте видно, что далеко не везде розничный оборот составляет величины, существующие экономике того или иного субъекта Федерации.

Мировой кризис оказал воздействие на состояние торговой отрасли. Мы наблюдаем в течение последнего времени снижение темпов роста розничного товарооборота. Это напрямую коррелирует со снижением покупательской и потребительской способностью. При этом обращаем внимание, что изменяется структура потребления, все большую роль играет потребление продовольственных товаров, и есть меньше возможностей, в том числе у самой торговли, организовать продажу непродовольственных товаров.

В этой ситуации особенно важным становится контроль за ценами на значимые для населения продукты в наиболее популярных сетях страны. Министерством промышленности и торговли такой мониторинг ведется ежемесячно. И цены на наиболее популярные продукты не превышают средние цены по Российской Федерации, исходя из данных Росстата, а в ряде регионов находятся на более низком уровне.

Как результат происходящих изменений, мы видим изменение покупательских предпочтений, в меньшей степени эти изменения затрагивают торговлю на рынках и ярмарках. Это и понятно, поскольку мы с вами приняли поправки в действующий Федеральный закон № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», создающий условия для сохранения и развития этого вида деятельности. Поменялась тенденция в сегменте организованной торговли: в 2008 году темпы роста были порядка 20%, а в 2009 году эти показатели являются уже отрицательными и, собственно говоря, и формируют такой отрицательный тренд, как снижение объемов розничного оборота.

При этом сохраняется проблема, которая генерирует многие конфликты в этой сфере, а именно — дефицит торговых площадей. Мы по-прежнему находимся на очень низком уровне обеспеченности торговыми площадями, уступая не только развитым странам Европейского Союза, но и, например, Турции.

Предлагаемый законопроект описывает взаимоотношения, которые возникают в ходе взаимодействия организаций осуществляющих торговлю с потребителями и с поставщиками. В настоящее время более 600 нормативных правовых актов описывают эти отношения. При этом ключевым является регулирование в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации с точки зрения повседневной практики, Кодекса об административных правонарушениях.

Настоящий законопроект не регулирует отношения:

— между организациями торговли и потребителями во избежание конкуренции с действующим Федеральным законом «О защите прав потребителей», принятыми действующими постановлениями Правительства Российской Федерации;

— по поводу организации деятельности предприятий общественного питания и бытового обслуживания, в связи с тем, что это — зона повышенного риска и регулироваться она должна самостоятельно;

— по поводу обеспечения внутреннего убранства и внешнего вида торговых объектов, так было принято решение, в процессе подготовки законопроекта, об избыточности этого вмешательства;

— между администрацией и торговым персоналом, которые регулируются Трудовым кодексом и законом о труде.

[1]

Таким образом, в центре предлагаемого законопроекта находятся, с одной стороны, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. С другой стороны, существенным результатом взаимодействия с депутатским корпусом на стадии «нулевого» чтения стало установление норм, которые описывают ход исполнения заключения договора на поставки продовольственных товаров, особенности этого заключения и единый подход к заключению подобного рода договоров.

Среди других стратегических задач законопроекта я бы отметил поддержку малого предпринимательства. Речь идет об установлении единого порядка размещения нестационарных торговых объектов и гарантий по выделению не менее 50% мест под размещение нестационарных торговых объектов для субъектов малого и среднего предпринимательства, и обязательное включение в региональные и муниципальные программы развития торговли мер по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли.

Содействию развития современной товарной инфраструктуры будут способствовать статьи, которые гарантируют разнообразие форм и форматов торговой деятельности, с использованием разных торговых объектов и оборудования. Будет определен порядок организации ярмарок выходного дня и торговых выставок. Предполагается поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляющих закупки и торговлю на селе. И важным будет установление норм обеспеченности территорий соответствующими торговыми площадями.

Безусловно, важно выдержать баланс интересов всех сторон. Этому будет способствовать антимонопольное регулирование. И соответствующие 15, 16 и 17 статьи законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»:

— описывают недопустимые действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;

— ограничивают действия по приобретению торговыми сетями новых торговых объектов;

— описывают недопустимые действия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

Предполагается, что контролировать соблюдение этих требований будет Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации, представители которой также приняли участие в подготовке финальной версии законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Ответы на вопросы депутатов Государственной Думы Российской Федерации:

[3]

Вопрос В. Таранина, фракция «Единая Россия»: Почему в законопроект не включены такие положения, как государственное регулирование торговых наценок? В подготовленном нами ранее законопроекте, многие положение из которого были вами взяты, у нас более четко было сформулировано право перехода собственности на товар. Товар при поступлении в магазин может испортиться, либо его могут украсть, а ответственность возлагается на поставщика.

Ответ С. Наумова: Данный вопрос обсуждался в рамках той рабочей группы, которую сегодня несколько раз вспоминали. Было принято более действенное решение о регулировании сроков оплаты поставленного товара. Это две взаимосвязанные экономические величины – торговая наценка и сроки оплаты товара. Мы жестко регулируем сроки по скоропортящимся товарам и товарам, имеющим социальное и экономическое значение. И поэтому мы считаем, что хозяйствующие субъекты будут руководствоваться в первую очередь данной нормой предлагаемого законопроекта.

Что касается вашего второго вопроса о переходе права собственности, то, безусловно, если речь идет о договорных отношениях, которые предусматривают, что эти риски должен нести непосредственно продавец, то по договору поставки право собственности уже переходит непосредственно на продавца. И эти риски уже не несет тот, кто поставил данный товар.

Вопрос С. Горячевой, фракция «Справедливая Россия»: Почему в законопроекте не прописаны нормы защиты прав покупателей в вопросах качества, цены и других услуг? Планируете ли вы во втором чтении корректировать нормы торговых надбавок?

Ответ С. Наумова: Регулирование защиты прав потребителей осуществляется действующим законодательством — есть соответствующее постановление Правительства Российской Федерации. Есть полномочия соответствующей федеральной службы. И все вопросы потребителей, которые касаются отношений в торговле, можно регулировать этим законодательством.

То, что касается торговых наценок, то ассортимент современного торгового учреждения насчитывает тысячи позиций, и он состоит не только из продукции, произведенной нашими уважаемыми отечественными производителями, но и очень большая, по-прежнему, доля импорта. Вряд ли целесообразно для всех применять одинаковые условия. Мы создали более благоприятный климат для установления взаимоотношений представителей торговли и отечественных сельхозпроизводителей. Этого на данном этапе более чем достаточно.

Вопрос Н. Рябова, фракция КПРФ: Почему вы не вписали в закон хотя бы максимум торговой надбавки?

[2]

Ответ С. Наумова: Речь идет о том, что наценка, которую добавляет магазин к установленной производителями цене, необходима сетям не только для осуществления своей деятельности и получения прибыли, что является нормальным для любого бизнеса. Но и это – источник для выплаты заработной платы, для создания новых рабочих мест, для выплаты налогов и целого ряда других платежей. Поэтому мы считаем, что в каждом конкретном случае необходимо добиваться снижения издержек нашей торговли, повышения ее экономической эффективности. И самое главное, что касается развития конкуренции и, соответственно, интересов потребителей — чем больше у нас будет конкурирующих между собой торговых организаций разного типа, чем больше будет возможности у разных слоев населения удовлетворять свои потребности, тем ниже будут цены, тем меньше будут, соответственно, издержки и надбавки.

Вопрос А. Локотя, фракция КПРФ: В какой степени все-таки государство собирается оказывать влияние на ценообразование? Статья 8 пункт 7 говорит об особых законах, регулирующих ценообразование на отдельные виды товаров. Что это за товары? И в какие сроки будут приняты эти соответствующие законодательные акты?

Ответ С. Наумова: Речь идет о товарах, которые отнесены к категории товаров, на которые распространяется льготное налогообложение с оплаты налога на добавленную стоимость. Этот перечень есть в налоговом законодательстве. Государство, как законодатель, уже установило приоритет для этой группы товаров. И розничная торговля, устанавливая свои наценки, ориентируется на то, что этот товар можно продать быстрее, можно продать дешевле и, тем самым, не допустить снижение розничного товарооборота, который является главной характеристикой оценки эффективности любой торговой организации, будь то нестационарный торговый объект или большой гипермаркет. Поэтому, в первую очередь, государство будут обеспечивать расширение ассортимента товаров, продаваемых не только в существующих товарных сетях, но и на тех площадках, которые удобны для потребителей, в том числе, на ярмарках выходного дня. Там цену будет устанавливать уже сам продавец и сам покупатель, без каких-либо посредников.

Вопрос Г. Кулика, фракция «Единая Россия»: Принимая закон, Правительство Российской Федерации получает ли право регулировать цены на отдельные группы товаров, вмешиваться в установление наценок?

Ответ С. Наумова: Сегодня Правительство Российской Федерации имеет инструменты внесения изменений в соответствующие постановления, где перечисляются товары, наценка на которые регулируется (в том числе, детское питание, лекарство). Если потребуется необходимость внести уточнения относительно видов продовольственных товаров, которые уже сегодня в законодательстве перечислены и попадают под льготную категорию сроков оплаты поставки, то такая инициатива, безусловно, тоже будет рассмотрена, и продуман механизм ее реализации.

Вопрос В. Лекаревой, фракция «Единая Россия»: В рамках новой идеологии Правительства в части организации торговой деятельности на потребительском рынке предусматривает ли Правительство РФ борьбу с монополизацией рынка? Не рассматривается ли возможность сделать для малых городов порог доминирования торговых сетей 5-10%?

Ответ С. Наумова: Нет, не собираемся. Возможно, что ФАС России, которая в августе уже высказывала свою позицию, внесет какие-то поправки между первым и вторым чтением.

Источники

http://pravo.ru/news/view/17214/

Литература

  1. Золотов, Ю. А. История и методология аналитической химии / Ю.А. Золотов, В.И. Вершинин. — М.: Academia, 2015. — 464 c.
  2. Кудрявцев, И. А. Комплексная судебная психолого — психиатрическая экспертиза / И.А. Кудрявцев. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 498 c.
  3. Белецкий, А.С. Настольная книга судебного пристава-исполнителя / А.С. Белецкий. — М.: АСТ, 2015. — 881 c.
  4. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
  5. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 1996. — 631 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях