Самые полезные юридические советы

Характерные недостатки расследований дорожно-транспортных преступлений расследование по дтп

Характерные недостатки расследований дорожно-транспортных преступлений расследование по дтп - картинка 1
Предлагаем ознакомится с тематической информацией в статье: "Характерные недостатки расследований дорожно-транспортных преступлений расследование по дтп". На все возникшие вопросы ответит онлайн-консультант.

Недостатки в расследовании дорожно — транспортных преступлений

Практика показывает, что низкое качество следствия и плохая раскрываемость по делам данной категории вызвана упущениями на первоначальном этапе расследования, отсутствие необходимых специалистов. Одним из важных условий обеспечения качественного осмотра места происшествия является направление на место квалифицированного следователя и правильного подбора состава группы. Крайне редко к выездам привлекаются автотехники, что связано с нехваткой специалистов этого профиля в экспертно — криминалистических подразделениях. Не выезжают на места происшествия судебно — медицинские эксперты. Дежурная часть и следователи не принимают мер к их вызову для участия в осмотре трупов и изъятия следов биологического — происхождения на месте происшествия. Не производится фотосъемка места ДТП. Стереофотосъемка не применяется. Несвоевременное прибытие на место ДТП дежурной группы. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ уголовные дела связанные с дорожно-транспортными происшествиями подследственны следователям органов внутренних дел.

В Мегино-Кангаласском районе на учете состоит 7662 единиц транспорта, из них индивидуальные 6124 и принадлежащего предприятиям различных форм собственности 1538 единиц транспортных средств.

Характерные недостатки расследований дорожно-транспортных преступлений расследование по дтп - картинка 2Характерные недостатки расследований дорожно-транспортных преступлений расследование по дтп - картинка 3Характерные недостатки расследований дорожно-транспортных преступлений расследование по дтп - картинка 4Характерные недостатки расследований дорожно-транспортных преступлений расследование по дтп - картинка 5Характерные недостатки расследований дорожно-транспортных преступлений расследование по дтп - картинка 6

Эксплуатационное состояние автодорог и соответствие их геометрических параметров нормативным, являются основными условиями обеспечения безопасности дорожного движения.

В течение 9 месяцев Мегино-Кангаласского района произошло 37 ДТП (в 2009г- 37 ДТП; в 2004г-23 ДТП), при которых погибло11 человек (в 2009г — 3 человека; в 2004г — 9 человек, в том числе 1 ребенок), получили ранения различной степени тяжести 64 человека, в том числе 9 детей (в 2009г — 63, в том числе 15 детей; в 2004 г — 24 человека, в том числе 2 ребенка).

Источники

http://studwood.ru/811338/pravo/nedostatki_rassledovanii_dorozhno_transportnyh_prestupleniy

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Недостатки в расследовании дорожно-транспортных происшествий

Согласно ч.1 ст.2 УК РФ задачами уголовного процесса являются: быстрое и полное раскрытие преступлений; изобличение лиц, совершивших преступления; правильное применение закона с тем, чтобы каждый, совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один не виновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Эти задачи решаются по каждому уголовному делу в зависимости от характера преступления, расследуемого и рассматриваемого судом. Применительно к расследованию ДТП преступление считается раскрытым, если установлено: нарушение нормы Правил; лицо, нарушившее соответствующие правила; наличие причинной связи между действиями лица, допустившего нарушение правил и наступившими общественно опасными последствиями; наличие в действиях (бездействии) лица деяния в форме легкомыслия или небрежности.

Согласно изучения и анализа МВД РФ практики расследования дорожно-транспортных происшествий 11 См. Обзор МВД РФ №17/3 — 2976 от 16.06.99г. «О недостатках расследования дорожно-транспортных происшествий» установлено, что, несмотря на принимаемые министерствами в ведомствами правоохранительных органов России меры по совершенствованию организации работы по раскрытию и расследованию данного вида преступлений, их количество не сокращается. Значительным остается число с тяжкими последствиями. На протяжении трех последних лет более четверти автопроисшествий, повлекших смерть потерпевшего остались нераскрытыми. В срок свыше установленного законом расследуется почти треть ДТП с тяжкими последствиями. Каждое десятое уголовное дело этой категории возвращается для производства дополнительного расследования.

Основная часть этих недостатков обусловлена не только слабой профессиональной подготовкой следователей, но и упущениями организации работы в данном направлении на первоначальном этапе.

Организация работы по раскрытию и расследованию ДТП в Амурской области в целом отвечает предъявляемым требованиям. Однако изучение и анализ состояния работы в данном направлении указывает на имеющие место недостатки.

Основным из них является некачественное проведение осмотров места ДТП, а именно: следственно-оперативная группа выезжает на место происшествия не в полном составе, в результате следы на месте происшествия качественно не фиксируются, не изымаются вещественные доказательства, поверхностно осматриваются транспортные средства, что в дальнейшем представляет сложность доказывания причастности транспортного средства к происшествию; не отражается полная характеристика проезжей части в месте ДТП, не указывается ее повреждения, размеры поврежденных участков, посторонние предметы, состояние обочин, схемы к протоколам осмотров составляются формально, не отражают механизма происшествия, не содержат достаточных пояснений и размеров, не выдерживается масштаб, что усложняет понимание и восприятие дорожной обстановки и является основанием для дополнительного осмотра.

Так, 30 октября 1998 года около 17 часов на 63 км трассы Благовещенск-Белогорск Пятаев Д.А., управляя автомобилем «Тойота-Краун», выехал на обочину дороги, где допустил столкновение с автомобилем «Ниссан-Кондор» под управлением Кулахзян Л.Х.. В результате ДТП причинен тяжкий вред здоровью пассажиру первого автомобиля Шенвелеву Д.Э.

По данному факту следственным отделением ОВД Ивановского района возбуждено уголовное дело №146952 по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.264 УК РФ.

Следователь при осмотре места ДТП в нарушение требований ст.ст.178, 179, 182 УПК РСФСР мер, направленных на формирование доказательственной базы не принял, в протоколе осмотра места ДТП не отразил полную характеристику проезжей части в границах происшествия. Поверхностно осмотрев транспортные средства, не придал значения неисправности колеса автомобиля, допустившего столкновение, не изъял его.

В ходе расследования данного дела Пятаев Д.А. дал показания, что выезд его автомобиля за пределы проезжей части произошел вследствие неисправности колеса автомобиля. Из-за несвоевременно принятые мер по изъятию неисправного колеса, технический вопрос установления его исправности экспертом не решался. Результатом расследования этого дела явилось прекращение производства по нему за недоказанностью вины Пятаева Д.А.

Имеют место факты, когда следователи при осмотре места происшествия не принимают во внимание особенности ДТП, в результате не выполняют комплекс ему присущих мероприятий. Например, по уголовному делу №126340, возбужденному по факту ДТП, имевшего место 31.08.97г. на 15 км трассы Шимановск — Берия — Мухинская, в ходе которого произошло столкновение автомобиля «КАМАЗ» под управлением Ельцова А.В. с автомобилем «Нива» под управлением Резникова В.Б., в результате которого погибло три человека следователь не зафиксировал место столкновения автомобилей относительно ширины проезжей части тем самым, утратил прямое доказательство вины участника происшествия. При встречном столкновении транспортных средств, только данное обстоятельство позволяет определить, действия какого водителя явились причиной ДТП. До настоящего времени вопрос об ответственности водителей не решен.

Недооценивается значимость установления в ходе осмотра места происшествия обстоятельств, при которых оно произошло (видимость, обзорность, скорость движения транспортного средства перед происшествием, темп движения потерпевших и т.п.). Ни один протокол осмотра места ДТП не содержит экспериментально установленных обстоятельств, являющихся наиболее достоверными и достаточными без проведения дополнительных следственных действий исследовать механизма происшествия, назначить автотехническую экспертизу, принять законное решение по делу.

Так, 14 января 1999 года около 19-00 часов на 39 км трассы Муравьевка-Константиновка Попов А.Н., управляя автомобилем ГАЗ-24, допустил наезд на пешехода Игнатьеву Л.А., в пределах полосы его движения, что явилось причиной смерти потерпевшей. Наезд произошел при неблагоприятных метеорологических условиях. Следственно-оперативная группа своевременно прибыла на место происшествия, погодные условия при осмотре места происшествия соответствовали тем, при которых был совершен наезд на пешехода. Однако, по причине низкого профессионального уровня, следователь обстоятельства, при которых произошло ДТП, не установил, а именно экспериментально не определил дальность видимости проезжей части и видимости пешехода с места водителя, хотя для этого была возможность. Наступления аналогичных ДТП погодных условий практически невозможно, подобные недостатки существенно влияют на объективность расследования таких дел. Как правило, принимается решение о прекращении расследования по нему.

В абсолютном большинстве уголовных дел отсутствуют фотографии места происшествия и участвующих транспортных средств, хотя именно они могут наиболее полно отразить истинную обстановку на месте происшествия и состояние транспортных средств. Весьма редко применяется видеозапись.

[3]

Схемы к протоколам осмотра составляются формально, не отражают механизма происшествия, не содержат достаточных пояснений и размеров, не выдерживается масштаб, что усложняет понимание дорожной обстановки, а в ряде случаев является основанием для производства дополнительного осмотра.

Изучение вопросов исследования обстоятельств ДТП проведением судебных автотехнических экспертиз показало, что следователи в ряде случаев формально подходят к этой основной форме применения технических познаний. Неправильно понимается цель назначения вышеуказанных экспертиз, недооцениваются возможности специалиста автотехника.

В ряде случаев из-за недостаточности представления для исследования исходных данных эти экспертизы не принимались к производству.

Нередки случаи, когда без необходимости назначается данная экспертиза, и наоборот, ее проведение игнорируется. Учитывая важность данной проблемы, ниже этот вопрос рассмотрен отдельно.

Источники

http://vuzlit.ru/1205716/organizatsiya_rassledovaniya_dorozhno_transportnyh_proisshestviy

Расследование ДТП

Цель служебного расследования ДТП — установление обстоятельств, условий и причин возникновения ДТП, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения (БДД), а также разработка мероприятий по устранению причин ДТП,

Служебное расследование должно выявить организационно-технические причины ДТП. Должны быть установлены лица, ответственные за нарушение правил, инструкций и приказов по обеспечению БДД и за выявленные недостатки.

Служебное расследование ДТП возложено на руководителей АТП, которые своим приказом назначают соответствующую комиссию. Срок расследования должен быть не более 3 суток, если ДТП не связано с ранением или гибелью людей, и 5-7 суток — при их наличии. Инженеры по безопасности движения АТП выясняют причины ДТП, оценивают ущерб, разрабатывают мероприятия по их устранению и обеспечивают выполнение этих мероприятий.

При расследовании уголовных дел о ДТП необходимо установить следующие обстоятельства:

1) каков характер ДТП — было это преступление, несчастный случай или действие непреодолимой силы;

2) где и когда произошло ДТП, какова его обстановка: тип и состояние дорожного покрытия, ширина проезжей части, обзорность, видимость, метеорологические условия и др;

3) кто виноват в случившемся;

4) есть ли причинноследственная связь между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями;

5) каков механизм ДТП;

6) какие именно последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного ущерба);

7) какие правила дорожного движения нарушены действиями виновного;

8) кто конкретно виноват в совершении преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Следователь должен установить и такие обстоятельства, как квалификация и стаж водителя, состояние его здоровья, наличие алкогольного опьянения, не привлекался ли он в прошлом к административной или уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения.

Перечисленные обстоятельства не являются исчерпывающими. При расследовании встречаются и другие вопросы, решение которых в каждом случае зависит от конкретных особенностей ДТП.

Расследуя дела данной категории, следователь учитывает, что дорожно-транспортные происшествия происходят в результате взаимодействия нескольких причин (например, при столкновении двух транспортных средств, когда один водитель превысил скорость и нарушил правила обгона, а другой — правила маневрирования и перестроения из ряда в ряд). Поэтому важно исследовать все причины, повлекшие дорожно-транспортное происшествие. В дорожно-транспортном происшествии можно выделить три фазы:

Каждая из них является логическим продолжением предыдущей и, в свою очередь, предопределяет развитие последующей.

Для начальной фазы дорожно-транспортного происшествия характерны условия движения транспортного средства и пешеходов, сложившиеся перед возникновением опасной ситуации, при которой участники движения должны немедленно принять все имеющиеся в их распоряжении меры для предотвращения дорожно-транспортного происшествия и снижения тяжести его последствий. Непринятие этих мер или их недостаточная эффективность приводит в процессе сближения транспортных средств и пешеходов к переходу от опасной ситуации в аварийную, когда участники движения не располагают технической возможностью предотвращения дорожно-транспортного происшествия, и оно становится неизбежным.

Кульминационная фаза дорожно-транспортного происшествия характеризуется событиями, вызывающими наиболее тяжелыми последствиями (повреждения автомобилей, травмы пешеходов, пассажиров, водителей). Это фаза протекает быстро (обычно несколько секунд) развивается на участке дороги небольшой протяженности.

Конечная фаза дорожно-транспортного происшествия следующая за кульминационной, часто совпадает с прекращением движения транспортного средства. Иногда (например, при возникновении пожара на автомашине) конечная фаза продолжается и после остановки.

Знание механизма дорожно-транспортного происшествия позволяет определить круг криминалистически значимых признаках, которые, в свою очередь, способствуют установлению объективной истины. При расследовании дорожно-транспортного происшествия следователь в первую очередь сталкивается с реальной обстановкой, в которой протекало событие, то есть местом происшествия. Именно в его обстановке чаще всего необходимо отыскать следы, по которым можно судить о характере произошедшего события, механизме его развития, а через них и о характере и последовательности преступных и им противостоящих действий при развитии события (следы скольжения, торможения, характер повреждений на транспортных средствах или неподвижных препятствиях и так далее). Обстановка совершения дорожно-транспортного происшествия включает в себя не только обстановку места происшествия, но и сумму дополнительных факторов, относящихся к водителю, транспортному средству и дорожной среде на предаварийном, аварийном и послеаварийном этапах развития указанного происшествия.

На характер и полноту восприятия обстановки и обстоятельств механизма дорожно-транспортного происшествия влияют неблагоприятные объективные и субъективные факторы (недостаточная освещенность, плохие метеорологические условия, болезненное состояние, трагический исход происшествия, состояние стресса и так далее). Эти обстоятельства настоятельно диктуют необходимость установление всех очевидцев происшествия и проведения весьма обстоятельного допроса осведомленных лиц. Лица, совершающие дорожно-транспортные происшествия, как правило, действуют по неосторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности. Известны однако случаи умышленного совершения дорожно-транспортных происшествий с целью сокрытия следов другого ранее совершенного преступления. При расследовании уголовных дел о преступных нарушениях правил безопасности дорожного движения необходимо установить:

1. В нарушениях каких правил выразились действия виновного, повлекшие общественно опасные последствия. В законе отмечается, что к этим правилам относятся правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, в их числе «Правила дорожного движения», «Правила технической эксплуатации автомототранспорта и городского электротранспорта», «Правила пользования трамваем, троллейбусом и автобусом», «Правила по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений» и другие.

2. Где, когда и при каких обстоятельствах, каким образом произошло дорожно-транспортное происшествие.

3. Какие последствия наступили в результате дорожно-транспорт-ного происшествия.

Характерные недостатки расследований дорожно-транспортных преступлений расследование по дтп - картинка 8

4. Имеется ли причинная связь между нарушениями правил безопас-ности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями.

5. Какова форма выражения вины (самонадеянность или небрежность) лица, совершившего преступление. Какие действия (или бездейст-вие) повлекли наступление общественно опасных последствий.

6. Кто совершил преступное нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

7. Какие обстоятельства способствовали совершению преступления.

Такие обстоятельства необходимо не только выявить, но и принимать меры к их устранению уже в ходе расследования и после него. В начале расследования возникают две типичные ситуации:

— водитель известен (он и транспортное средство находятся на месте происшествия; водитель скрылся вместе с автомашиной или без нее, но личность его установлена);

— водитель неизвестен (он скрылся с места происшествия вместе с автомашиной или оставил угнанную автомашину).

Наиболее распространенной является первая ситуация. В этих случаях чаще всего наблюдаются легкие или менее тяжкие телесные повреждения пострадавших или причинение существенного материального ущерба. Программа действий следователя состоит в незамедлительном осмотре места происшествия, в том числе и транспортного средства, опросах и последующих допросах всех осведомленных лиц, освидетельствовании водителя и потерпевшего для установления алкогольного или наркотического опьянения, назначение судебно-медицинской экспертизы потерпевшего и других экспертиз.

Для второй ситуации, когда водитель на автомашине скрылся с места происшествия, обычно характерны наиболее серьезные вредные последствия в виде причинения тяжких телесных повреждений или смерти потерпевшего. Чаще всего эта ситуация встречается после угона транспортного средства либо совершения дорожно-транспортного происшествия нетрезвым водителем. В этом случае следователь должен произвести осмотр места дорожно-транспортного происшествия, установить и допросить в качестве свидетелей осведомленных лиц, допросить потерпевшего, назначить судебно-медицинскую экспертизу потерпевшего и дать поручение органам ГАИ, уголовному розыску, службе охраны общественного порядка о производстве оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску скрывшегося водителя и его автомашины.

Исключительно большое значение приобретает розыск скрывшегося водителя и транспортного средства. Прежде всего должно быть обеспечено немедленное информирование подразделений ГАИ и соседних территориальных органов милиции о случившемся, чтобы перекрыть пути движения скрывшегося транспортного средства, должен быть произведен опрос возможных свидетелей в местах по направлению его предполагаемого следования, организовано преследование по «горячим следам». Следует произвести обследование и осмотр автохозяйств, гаражей, автостоянок и других мест с целью обнаружения автомашин в районах, через которые пролегал путь движения скрывшегося транспортного средства. Наряду с этим должен проверятся имеющиеся данные по картотеке учета транспортных средств ГАИ.

Розыск транспортных средств и водителя чаще всего осуществляется по материальным следам, обнаруженным на месте происшествия, — марке и типу автомашины, ее цвету и другим приметам, номеру автомашины или его частей, характеру перевозимого груза, повреждениям на окружающих предметах или на теле потерпевшего, следам транспортного средства на дороге и тому подобное, а также по информации от осведомленных лиц о внешности водителя. Для розыска следует привлекать представителей общественности, использовать местную печать, радио и телевидение.

Обычно сразу же после осмотра места происшествия и проведении других первоначальных следственных действий следователь выдвигает и проверяет версии о причинах дорожно-транспортного происшествия. Типичными из них являются:

1. Нарушения правил движения, нахождения водителя за рулем в нетрезвом состоянии, превышение допустимой скорости, неправильный обгон и другие.

2. Неисправности дорожного покрытия, мостов, переездов.

3. Техническая неисправность автомашины, в частности неисправность тормозов, рулевого управления и других узлов.

4. Грубая неосторожность потерпевшего.

5. Случайное стечение обстоятельств.

6. Инсценировка дорожно-транспортного происшествия с целью сокрытия другого преступления.

Источники

http://studbooks.net/992226/pravo/rassledovanie

Основные проблемы расследования ДТП

ЛЕКЦИЯпо теме № 31

«Расследование дорожно-транспортных преступлений»

Подготовил: к.ю.н. Лапшин В.Е.

Обсуждена и одобрена на засе-

дании кафедры криминалисти-ки от 26.05.06, протокол № 15

Начальник кафедры кримина-листики, полковник милиции

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основные проблемы расследования ДТП.. 3

2. Осмотр места происшествия и другие первоначальные действия следователя. Возбуждение уголовного дела. 9

Осмотр места происшествия. 9

Осмотр следов торможения. 12

Осмотр трупа на месте его обнаружения. 17

Осмотр и изъятие одежды потерпевшего. 18

Осмотр транспортных средств. 20

Освидетельствование водителя. 21

3. Концептуальные основы дальнейшего расследования ДТП. Следственные версии и следственные действия. 23

Допрос водителя (водителей) 26

Допрос свидетелей-очевидцев. 27

Криминалистическая экспертиза. 29

Автотехническая экспертиза. 30

Судебно-медицинская экспертиза. 30

Список использованной литературы.. 33

Основные проблемы расследования ДТП

В России и за рубежом существует нео­споримая правовая концепция о том, что причины и проблемы ДТП в наиболее упро­щенном виде вытекают из элементов систе­мы «человек — автомобиль — дорога». Имен­но эти элементы приводят «систему» в дви­жение и являются решающими. Однако, ана­лизируя механизм ДТП, мы увидим более расширенный вид «системы»: «водитель — автомобиль — дорога — пешеход». Сочета­ние этих элементов в различной последова­тельности образует скоротечную динамику ДТП.

По смыслу Правил учета дорожно-транс­портных происшествий (далее — Правила учета) (утв. постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. №642), термин «дорожно-транспортное происшествие» (ДТП) оз­начает «событие, возникшее в процессе дви­жения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ране­ны люди, повреждены транспортные средст­ва, груз, сооружения».

Однако следователю (дознавателю) необ­ходимо учитывать, что не всякое «дорожно-транспортное происшествие» является «дорожно-транспортным преступлением», а лишь только то, которое содержит в себе все признаки состава преступления, предусмот­ренного соответствующими статьями УК РФ.

Причины ДТП подразделяются на субъ­ективные и объективные. К субъективным факторам ДТП относят: нарушение правил дорожного движения (ПДД); нарушение правил безопасности движения и эксплуа­тации транспортных средств, включая остав­ление места ДТП виновным участником до­рожного движения: водителем, пешеходом, пассажиром, а равно иным участником до­рожного движения.

[2]

Объективными причинами считают: недо­статки в планировании улиц и автодорог, ос­вещенности проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, самых различных средств регулирования, в том чис­ле и дорожных знаков, тормозных, маневрен­ных и других частей автотранспортных средств.

Выявление факторов и условий, их сис­тематизация и обобщение, анализ, опреде­ление степени влияния на механизм ДТП имеют большое значение. И при этом осо­бенно важно, чтобы их взаимосвязь с про­исшествием была реальной, не мнимой.

Следователю (дознавателю), конечно, важно знать в основном те причины ДТП, которые способствовали его криминально­му исходу, повлекшему наступление вредных последствий, за что предусмотрено уголов­ное наказание.

Если само дорожно-транспортное проис­шествие рассматривать как сложносоставное явление, то в целом условия и причины ДТП принято связывать с действиями водителей и других участников движения, а также со­стоянием транспортных средств и дорожны­ми условиями.

Карточка учета дорожно-транспортного происшествия среди причин называет пока­затели, характеризующие состояние транс­портного средства, состояние дороги, нали­чие средств регулирования дорожного дви­жения и другие условия, в которых протека­ло движение, а также перечень нарушений Правил дорожного движения. Всего дейст­вующая карточка учета ДТП включает 76 таких показателей.

Наиболее распространенные формализо­ванные причины ДТП относятся к действи­ям водителей транспортных средств. Среди них: превышение скорости в опасных усло­виях, выезд на полосу встречного движения, несоблюдение дистанции, управление транс­портом в состоянии опьянения и другие.

Среди причин, связанных с поведением водителей, подлежат учету и такие, как фи­зический недостаток водителя, сон за рулем, переутомление, недостаточная опытность водителя и некоторые другие. Всего в карточке перечисляются 25 подобных причин.

Весьма своеобразно значение формализованных причин и факторов, имеющих отношение к характеристике транспортных средств и дорог.

Среди причин, относящихся к состоянию транспортных средств, — неисправные тормоза и рулевое управление, неисправные или отрегулированные фары и иные световые приборы, измененный протектор шин и др. и причины проявляют себя в 3% дорожно-транспортных происшествий.

Что касается причин и факторов, связанных с дорогой (дорожные условия и оборудование дорог), то они согласно статистике (хотя фактически значительно чаще) оказывают влияние на 8% происшествий и весьма различны как по степени конкретизации, так и по своему возможному происхождению.

Самой же главной субъективной причиной почти всех ДТП является нарушение правил дорожного движения (ПДД). Следователю (дознавателю) крайне важно знать, что само понятие «дорожное движение» в автотранспортном праве трактуется весьма широко. Под дорожным движением понимают сложную социально-техническую систему, включающую в себя пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.

Указанное определение может иметь существенное значение и на практике. Например, водители, перевозящие опасные, взрывоопасные или негабаритные грузы, должны помимо ПДД соблюдать и другие соответствующие правила, инструкции и положения, устанавливающие дополнительные требования безопасности, исходя из особенностей их транспортировки: минимальная дистанция между движущимися автомобилями, максимальная скорость движения, расположение на проезжей части и т.п. Однако все вышеозначенные документы не должны противоречить ПДД. Кроме того, и само содержание термина «дорожное движение» шире его понятийности: движение может происходить не только «дорогам», но и в других местах: в поле, дворе, на стройплощадке, автостоянке, на закрытой производственной территории, железнодорожных переездах и т.п.

[1]

ДТП, характеризующееся, как правило, скоротечностью происшествия, чаще всего вызываются комплексом субъективных и объективных факторов, причинная взаимосвязь которых, как уже нами указывалось, бывает довольно сложной, что вызывает определенные затруднения у следствия в установлении состава, предусмотренного ст. 264, 266 и 268 УК РФ.

Прежде всего следует знать классифика­цию ДТП, подразделяющуюся не на 7, как ранее, а на 9 видов.

Столкновение — происшествие, при ко­тором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог. К этому виду от­носятся столкновения с внезапно остановив­шимся транспортным средством (перед све­тофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с оста­новившимся (оставленным на путях) транс­портным средством.

Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средст­во опрокинулось. К этому виду не относят­ся опрокидывания, обусловленные другим происшествием.

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп (наезд на внезапно остановив­шееся транспортное средство относится к столкновению).

Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опо­ра моста, столб, дерево, мачта, строитель­ные материалы, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода— происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движу­щееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транс­портным средством груза или предмета (до­ски, бревна, кирпичи и т.д.).

Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт— происшест­вие, при котором транспортное средство на­ехало на упряжных животных, а также на по­возки, транспортируемые этими животными, либо сами упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, удари­лись о движущееся транспортное средство.

Наезд на животных — происшествие, при котором транспортное средство наехало на птиц, диких или домашних животных (вклю­чая вьючных и верховых) либо сами эти животные или птицы ударились о движуще­еся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен материаль­ный ущерб.

Прочие происшествия — происшествия, не относящиеся к вышеперечисленным видам. К этой разновидности происшествий отно­сятся: сход трамвая с рельсов (не вызвавший столкновения или опрокидывания); падение перевозимого груза и отброшенного колесом транспортного средства предмета на челове­ка, животное или другое транспортное сред­ство; наезд на лиц, не являющихся участни­ками движения; наезд на внезапно появив­шееся препятствие (упавший груз, отделив­шееся колесо); падение пассажиров с дви­жущегося транспортного средства или в са­лоне движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.

Порядок учета и регистрации дорожно-транспортных происшествий определяется также Правилами учета. В них предусмотре­но, что к числу погибших относятся люди, не только умершие на месте происшествия, но и скончавшиеся от полученных травм в течение 7 суток с момента дорожно-транспортного происшествия. К раненым отно­сят каждого пострадавшего в происшествии, который был госпитализирован или которо­му назначено амбулаторное лечение.

В государственную статистическую отчет­ность, осуществляемую МВД РФ, включа­ются все дорожно-транспортные происше­ствия, при которых были зарегистрированы погибшие или раненые. Остальные регист­рируются и анализируются на региональном уровне, а также отдельными министерства­ми и ведомствами.

Следует, однако, иметь в виду, что как сами Правила дорожного движения (ПДД), так и Порядок учета и регистрации ДТП, включая Правила учета, имеют тенденцию к измене­ниям и дополнениям, а поэтому при их при­менении нужно иметь абсолютную уверенность в их точной редакции то есть достоверности.

Юридическая литература и практика к наиболее распространенным субъективным причинам ДТП относит:

превышение установленной скорости движения;

несоблюдение безопасной дистанции движения транспортных средств, то есть та­кой дистанции, которая позволяла бы, даже при резкой остановке идущей машины из­бежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопас­ность движения (п. 9.10 ПДД).

Неписаные правила здесь таковы: если. скорость движения транспортных средств, движущихся в попутном направлении, равна 60 км/ч, то «безопасный» интервал составля­ет 33 м, то есть не меньше половины значе­ния скорости (в км/ч). Однако при плотном интенсивном движении в смешанном транс­портном потоке и неудовлетворительных ус­ловиях движения (дождь, гололед, снег) вы­шеуказанный интервал, на наш взгляд, дол­жен равняться по величине как минимум самой скорости движения: 25 км/ч — 25 м; 60 км/ч — 60 м и т.д. В больших городах во­дители обычно пренебрегают правилом о со­блюдении безопасной дистанции, что приво­дит к ДТП;

нарушение правил обгона в зоне ограни­ченной видимости, особенно на подъемах, спусках, в том числе на нерегулируемых пе­рекрестках (примыкание второстепенной до­роги (дорог) к главной), когда у водителя, дви­жущегося по второстепенной дороге, при пе­репаде (уклоне) дороги отсутствует достаточ­ная зона видимости и он не имеет возможно­сти «обозревать» обгоняемый автомобиль;

выезд на полосу встречного движения;

управление автотранспортным средством в нетрезвом состоянии; несоблюдение очередности проезда;

нарушение правил перестроения, пово­рота или разворота;

другие нестандартные причины (резкое торможение, неподача световых указателей маневра (перестроения, поворота, разворота), игнорирование запрещающих знаков и т.д.

Источники

http://mylektsii.ru/2-104505.html

Литература

  1. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.
  2. Пикуров, Н. И. Комментарий к судебной практике квалификации преступлений на примере норм с бланкетными диспозициями / Н.И. Пикуров. — М.: Юрайт, 2014. — 496 c.
  3. Зашляпин, Л. А. Основы теории эффективной адвокатской деятельности. Прелиминарный аспект / Л.А. Зашляпин. — М.: Издательство Уральского Университета, 2015. — 568 c.
  4. Радько, Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. Учебное пособие / Т.Н. Радько. — М.: Проспект, 2015. — 776 c.
  5. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях