Самые полезные юридические советы

Как признать правомерными расходы на рекультивацию земель, предоставленных в недропользование

Как признать правомерными расходы на рекультивацию земель, предоставленных в недропользование - картинка 1
Предлагаем ознакомится с тематической информацией в статье: "Как признать правомерными расходы на рекультивацию земель, предоставленных в недропользование". На все возникшие вопросы ответит онлайн-консультант.

Как признать правомерными расходы на рекультивацию земель, предоставленных в недропользование

Как признать правомерными расходы на рекультивацию земель, предоставленных в недропользование - картинка 2

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Как признать правомерными расходы на рекультивацию земель, предоставленных в недропользование - картинка 3

Программа разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

[1]

Как признать правомерными расходы на рекультивацию земель, предоставленных в недропользование - картинка 4Обзор документа

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27 июля 2018 г. N РН-09-01-36/15783 «Разъяснения по правилам рекультивации и консервации земель»

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования сообщает о вступлении в силу с 20.07.2018 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», которым утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее — Правила).

Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 Правил).

В ходе консервации земель проводятся мероприятия по уменьшению степени деградации земель, предотвращению их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, осуществляемые при прекращении использования нарушенных земель. Консервация земель проводится, если устранение негативных последствий путем рекультивации земель невозможно в течение 15 лет (п.п. 2, 7 Правил).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В соответствии с п. 5 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, Росприроднадзор осуществляет государственный земельный надзор, в том числе за соблюдением обязанностей по рекультивации земель при:

разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые;

осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

На основании п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях) (п. 4 Правил).

Рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель (п. 8 Правил).

Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях (п. 10 Правил). Требования к содержанию проекта рекультивации земель предусмотрены в п. 14 Правил.

Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I — V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I — V классов опасности подлежат государственной экологической экспертизе на основании подпункта 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Иные проекты рекультивации земель, которые разработаны в виде отдельных документов, подлежат согласованию с правообладателями земельных участков, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в случае проведения рекультивации земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 15 Правил).

Согласование проектов рекультивации земель с Росприроднадзором Правилами не предусмотрено.

Лица, обязанные проводить рекультивацию земель, должны направить уведомление об утверждении проекта рекультивации земель, проекта консервации земель с приложением утвержденного проекта в Росприроднадзор (в случае, если планируется проведение рекультивации, консервации земель, оборот которых не регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») (п. 24 Правил).

Сроки, в которые необходимо разработать проект рекультивации земель и приступить к рекультивации земель, определяются в соответствии с решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (п. 26 Правил).

Лица обязаны приступить к рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом в срок не позднее, чем 7 месяцев со дня совершения действия (окончания деятельности), в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель, в случаях, если:

решением, договором или проектной документацией срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены;

произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании;

произошло нарушение земель в результате природных явлений.

В выдаваемых Росприроднадзором предписаниях о необходимости проведения рекультивации земель необходимо предусматривать требования разработать проект рекультивации и начать работы по рекультивации в течение 7 месяцев со дня получения предписания (с целью обеспечения возможности согласования проекта) (п. 26 Правил).

При завершении работ по рекультивации, консервации земель лицом, обеспечившим проведение работ, подписывается акт о рекультивации земель, консервации земель с приложениями, соответствующий требованиям п. 30 Правил. Копия акта в 30-дневный срок подлежит представлению в Росприроднадзор (п. 31 Правил).

В случаях, когда работы по рекультивации, консервации земель выполнены с отступлением от утвержденного проекта рекультивации, проекта консервации земель или с иными недостатками, в результате которых не обеспечено соответствие качества земель требованиям, установленным п. 5 Правил, лицо, выполнившее такие работы, обязано безвозмездно устранить имеющиеся недостатки (п. 33 Правил).

Приложение: 13 л.

Временно исполняющий
обязанности Руководителя
Р.Х. Низамов

Обзор документа

С 20 июля 2018 г. действуют утвержденные Правительством РФ Правила проведения рекультивации и консервации земель. Приведены разъяснения по отдельным нормам.

В частности, если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юрлицам, и в иных случаях).

Рекультивация земель должна проводиться по специальному проекту. Он подготавливается в составе проектной документации на возведение, реконструкцию объекта капстроительства, если такие мероприятия приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях.

Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения упомянутых отходов, подлежат государственной экологической экспертизе.

Согласование проектов рекультивации земель с Росприроднадзором не предусмотрено.

Лица обязаны приступить к рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом в срок не позднее чем 7 месяцев со дня совершения действия (окончания деятельности), в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель в отдельных случаях.

Источники

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71911764/

Правовые последствия прекращения лицензии на недра

Как признать правомерными расходы на рекультивацию земель, предоставленных в недропользование - картинка 5

Светлана Виноградова, директор компании Юрнедра

Досрочное прекращение права пользования недрами влечёт полное прекращение всех видов деятельности на участке (за исключением работ, направленных на консервацию и ликвидацию объекта).

При досрочном прекращении лицензии, согласно п. 9 ч. 2 ст. 22 Закона РФ «О недрах», недропользователь принимает на себя обязательства по обеспечению сохранности разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и в иных хозяйственных целях, а также ликвидации горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию.

При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, зданий и сооружений, а при консервации — также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. Для ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.

Консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляются за счет средств предприятия — пользователя недр.

Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию и органом государственного горного надзора.

При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение.

Досрочно прекращённая лицензия, предоставлявшая лицу право пользования недрами, снимается с государственного учета и передаётся на хранение в территориальный фонд геологической информации (п.107 Регламента №315).

До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность предусмотренную законодательством о недрах.

За невыполнение требований по консервации может применяться административная или уголовная ответственность в зависимости от тяжести совершенного правонарушения.

Например, в соответствии со ст.8.9 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), нарушение требований по охране недр, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых в состояние, непригодное для разработки, -влечет наложение штрафа на должностных лиц (руководителя компании) — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на саму компанию — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Срок давности привлечения к ответственности — 1 год с момента совершения нарушения.

В соответствии со ст.49 ФЗ «О недрах», привлечение к ответственности за нарушение законодательства РФ о недрах не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный вред. Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 г. №564 г. утверждены Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства РФ о недрах.

Требования о рекультивации земель

Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утверждено Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 (далее — Положение).

Согласно пп. «г» п. 12 Положения в проектную документацию включается информация о сроках и условиях выполнения работ по консервации и (или) ликвидации горных выработок, скважин, иных подземных сооружений, а также рекультивации земель.

В свою очередь законодательством Российской Федерации о недрах предусмотрено проведение мероприятий по рекультивации нарушенных в процессе пользования недрами земель.

Так, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 12 Закона «О недрах» лицензия на пользование недрами и ее неотъемлемые составные части должны содержать в том числе порядок и сроки подготовки проектов рекультивации земель. Порядок проведения рекультивации земель регулируется земельным законодательством и к полномочиям Роснедр не относится.

Источники

http://jurnedra.ru/cntnt/analitika/analitika-2/n119.html

РОСПРИРОДНАДЗОР

Мы ответственны по своей природе

Как признать правомерными расходы на рекультивацию земель, предоставленных в недропользование - картинка 7

Как признать правомерными расходы на рекультивацию земель, предоставленных в недропользование - картинка 8

Как признать правомерными расходы на рекультивацию земель, предоставленных в недропользование - картинка 9

Управление Росприроднадзора по Саратовской области сообщает об изменениях в вопросах рекультивации и консервации земель, установленных Постановлением Правительства РФ № 800 от 10.07.2018 «О проведении рекультивации и консервации земель» и утратой силы Постановления Правительства РФ № 140 от 23.02.1994 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» и постановления Правительства РФ № 830 от 02.10.2002 года «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота».

Приказом Минприроды России № 683 и Приказом Минэкономразвития № 729 от 25.12.2018 «О признании неподлежащих применению приказа Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации № 525, Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству № 67 от 22 декабря 1995 г. «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», данный приказ прекратил свое действие в связи с регистрацией Приказа № 683/729 в Минюсте России 10.01.2019 № 53282.

В связи с вступлением в законную силу Постановления Правительства РФ № 800 от 10.07.2018 «О проведении рекультивации и консервации земель» Управление разъясняет:

1. В каких случаях должна проводится рекультивация земель:

В обязательном порядке нужно рекультивировать (п. 6 Правил рекультивации земель):

1) нарушенные земли в случаях, установленных Земельным и Лесным кодексами РФ, а также федеральными законами. Например, рекультивацию нужно провести:

во всех случаях, когда качество земель ухудшено, в том числе при их загрязнении или нарушении почвенного слоя (п. 5 ст. 13 ЗК РФ);

при строительстве (реконструкции) зданий, сооружений и других объектов. Более того, вы не сможете ввести объект в эксплуатацию, если не завершены работы по рекультивации земель (п. 3 ст. 37, п. 2 ст. 38 Закона об охране окружающей среды).

Однако нужно учитывать, что она может не проводиться, если объект капстроительства возводится на месте снесенного. Рекультивация будет обязательной только в том случае, когда это предусмотрено проектной документацией (п. 11 Правил рекультивации земель);

2) нарушенные земли сельхозназначения;

3) земли, которые подвергались загрязнению химическими и иными веществами, микроорганизмами, если их содержание не соответствует нормативам качества окружающей среды и законодательству об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

2. В какой срок нужно начать рекультивацию земель:

Вы должны разработать проект рекультивации (кроме случаев, когда он разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта) и приступить к соответствующим работам в срок:

1) который установлен (п. 26 Правил рекультивации земель):

— решением или договором, на основании которых вы используете земли или земельный участок;

— проектной документацией на строительство (реконструкцию) объекта;

2) в течение семи месяцев, если:

— в указанных документах срок или сама рекультивация не предусмотрены;

— деградацию земли (земельных участков) повлекли действия лиц, которые не являются ее правообладателями (не используют ее на законных основаниях);

— ухудшение земли произошло из-за природных явлений.

Семимесячный срок исчисляется со дня окончания вами деятельности, которая повлекла деградацию земель и (или) снижение плодородия земель сельхозназначения, совершения действия, которое повлекло деградацию, либо выявления ухудшения земель, а также со дня получения вами предписания надзорных органов о необходимости проведения рекультивации (п. 26 Правил рекультивации земель).

3. Как согласовать проект рекультивации земель

После подготовки проект рекультивации должен быть согласован. Не нужно согласовывать проект, который входит в состав проектной документации на строительство (реконструкцию) объекта или подлежит государственной экологической экспертизе (п. 15 Правил рекультивации земель).

Проект рекультивации вам нужно согласовать (п. 15 названных Правил):

• с собственником частного земельного участка, если вы им не являетесь;

• арендатором (землевладельцем, землепользователем) участка, который находится в публичной собственности, если вы им не являетесь;

• органом госвласти (органом местного самоуправления), который предоставляет публичные земельные участки, если проводится рекультивация публичных земель или земельных участков.

Чтобы согласовать проект, вам нужно подготовить заявление. Формы такого заявления нет, поэтому вы можете составить его в произвольной форме. При этом в нем вы должны указать способ, которым вам нужно направить уведомление о согласовании проекта (п. 16 названных Правил).

Заявление и сам проект вы можете передать для согласования лично, направить почтой либо в электронном виде через сеть Интернет. Уведомление о согласовании (отказе в согласовании) вам должны направить в срок не более 20 рабочих дней со дня получения (п. п. 16, 18 указанных Правил).

Отметим, что в рамках этой процедуры согласовываются достаточность и обоснованность указанных в проекте мероприятий для рекультивации земель (п. 17 названных Правил). Причины, по которым вам могут отказать в согласовании, перечислены в п. 19 Правил рекультивации земель.

Если вам отказали, то в уведомлении об отказе должны быть указаны все основания для отказа, а также рекомендации по его доработке. После доработки направьте проект на повторное согласование. Сделать это нужно в течение трех месяцев со дня поступления вам уведомления (п. п. 20 — 22 указанных Правил).

[3]

4. В каких случаях проект рекультивации должен пройти государственную экологическую экспертизу

Такую экспертизу должен пройти проект рекультивации всех земель, которые используются для размещения отходов I — V классов опасности. Так, согласно пп. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ государственной экологической экспертизе подлежит проект рекультивации:

1) земель, которые нарушены при размещении отходов I — V классов опасности;

2) земель, которые используются, но не предназначены для размещения указанных отходов.

В Саратовской области орган, осуществляющий государственную экологическую экспертизу регионального уровня – Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, 410005, г. Саратов, ул. 1-ая Садовая, 131-А т.: (8452) 29-26-77, факс: 29-25-26; e-mail: [email protected], [email protected] .

5. Как утвердить проект рекультивации земель

После того как проект рекультивации согласован или прошел экологическую экспертизу, вы должны его утвердить. Сделать это нужно в течение 30 дней с момента получения уведомления о его согласовании или положительного заключения экспертизы (п. 24 Правил рекультивации земель).

Далее вам нужно подготовить уведомление об утверждении проекта. Его форма не установлена, поэтому его можно составить в произвольном виде. Такое уведомление и сам проект направьте лицам, которые согласовали проект, а также (п. 24 названных Правил):

• в Россельхознадзор, если рекультивируются земли сельхозназначения (кроме тех земель, на которые не распространяется Закон об обороте земель сельхозназначения);

• Росприроднадзор, если проводится рекультивация других земель.

Уведомление и проект вы можете передать лично, направить почтой либо в электронном виде через сеть Интернет (п. п. 16, 24 указанных Правил).

Управление Росприроднадзора по Саратовкой области – 410012, Саратов, ул.Московская, д.70. Телефон: (8452) 27-57-57 приёмная. Факс: (8452) 27-57-57. E-mail: [email protected]

6. Какая ответственность предусмотрена за невыполнение рекультивации

За невыполнение рекультивации земель (ее выполнение не вовремя) предусмотрена административная ответственность в следующих случаях (ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ):

• при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ (в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных целей);

• при разработке месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные);

• после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

Штраф за невыполнение рекультивации земель в этих случаях, а также за ее несвоевременное выполнение составляет для организаций от 400 000 до 700 000 руб. (ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ).

Источники

http://64.rpn.gov.ru/newsto/o-provedenii-rekultivacii-i-konservacii-zemel-0

10.3. Использование, охрана и рекультивация земель при пользовании недрами

Для нужд недропользования земельные участки обычно предоставляются в срочное или бессрочное пользование на различных условиях и в различной форме. Все эти вопросы регулируются обычно земельным законодательством субъекта Федерации и актами органов местного самоуправления.

Законодательство о недрах прямо обязывает пользователя недр соблюдать утвержденные в установленном порядке стандарты, нормы, правила, регламентирующие условия охраны земель.

Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам указанных земельных участков их стоимости в соответствии с земельным законодательством.

Собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Помимо функции предоставления земельных участков для целей пользования недрами, Закон РФ «О недрах» отнес к компетенции органов местного самоуправления районов, городов в сфере регулирования отношений недропользования две основные функции: —

участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территорий при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков; —

приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения порядка разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых.

Законодательство о недрах обязывает наряду с уплатой установленных налогов, сборов и платежей за пользование недрами осуществлять плату за землю (земельный налог или арендную плату. Следует отметить, что при освоении месторождений на условиях СРП платежи за пользование землей не заменяются разделом продукции, а осуществляются в соответствии с законодательством РФ, инвестором на договорной основе. Распределение платы за землю между бюджетами различного уровня ежегодно регулируются бюджетным законодательством. Например, в 2000 г. в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» [97] они распределялись в основном следующим образом: 30 процентов — федеральный бюджет, 20 процентов — бюджет субъекта Федерации, 50 процентов — бюджеты муниципальных образований.

Собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащих им или арендуемых ими земельных участках непосредственно для своих нужд, освобождаются от платежей при пользовании недрами.

В соответствии с ЗК РФ и с Законом РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить «приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования». Все работы должны проводиться за счет недропользователя. Нарушение этого требования влечет за собой уголовную или административную ответственность виновных лиц.

Как указывалось, предоставление земель для целей пользования недрами влечет временное изменение их целевого назначения. По окончании работ недропользователь обязан привести участок земли в первоначальный вид, т.е. земельный участок должен соответствовать прежней категории. Такая операция называется рекультивацией.

Законодательством [30] установлено, что лицензия на пользование недрами в качестве самостоятельного приложения или в составе лицензионного соглашения должна регламентировать порядок и сроки подготовки проектов ликвидации или консервации горных выработок и рекультивации земель.

Порядок осуществления и требования к качеству выполнения работ по рекультивации регламентируются [42].

В целях обеспечения рекультивации земель, снятия, сохранения и рационального использования плодородного слоя почвы, а также усиления контроля за своевременным восстановлением нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот это постановление установило, что рекультивация земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геологоразведочных, мелиоративных, проектноизыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. Рекультивация нарушенных земель осуществляется в целях восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей. Рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно, в два этапа: технический и биологический.

Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).

Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы. Рекультивации подлежат земли, нарушенные, в частности, при: —

разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также при добыче торфа; —

прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; —

ликвидации промышленных, гражданских и иных объектов и сооружений; —

складировании и захоронении промышленных и других отходов; —

строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); —

ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы.

Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных особенностей.

Источники

http://lib.sale/uchebnik-gornoe-pravo/103-ispolzovanie-ohrana-rekultivatsiya-zemel-33257.html

Предприятие несет расходы на освоение природных ресурсов

Если предприятие занимается освоением новых месторождений полезных ископаемых, ему нужно строго соблюдать правила признания таких расходов в целях налогообложения. Ведь траты на освоение немалые, а небольшая ошибка в их учете ведет к значительному занижению налогооблагаемой прибыли.

Состав расходов

В соответствии со статьей 253 Налогового кодекса РФ (подп. 3 п. 1) расходы на освоение природных ресурсов относятся к прочим. При этом в пункте 1 статьи 261 Налогового кодекса РФ уточнено, что именно относится к таким расходам.

Правда, приведенный перечень открыт, так что налогоплательщик может его расширить. Главное, чтобы затраты относились именно к периоду освоения ресурсов, когда компания еще не получает от такой деятельности дохода. Рассмотрим некоторые расходы подробнее.

[2]

К данному виду трат относится аудит запасов, а также разведка ископаемых и гидрогеологические изыскания. Но учтите, что такая деятельность должна быть подтверждена специальными лицензиями, иначе затраты нельзя будет признать.

Выдачей лицензий занимается Федеральное агентство по недропользованию (п. 5.3.8 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293). В то же время на некоторые виды работ лицензия не требуется. К ним, например, относятся прогнозирование землетрясений, геологические съемки, исследование вулканов, изучение режима подземных вод.

>|Данное ведомство отвечает за создание и ведение единой системы ископаемых, а также контролирует использование полученной информации.| Реклама

>|Выбранный способ должен быть зафиксирован в учетной политике. Составить ее поможет сервис «Учетная политика 2012».| Реклама

В статье 325 Налогового кодекса РФ представлен незакрытый перечень расходов на получение лицензий. К ним относят:

– расходы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;

– расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения;

– расходы на приобретение геологической и иной информации;

– расходы на оплату участия в конкурсе;

– расходы на разработку технико-экономического обоснования проекта освоения месторождения.

Полученная лицензия является нематериальным активом, а значит, расходы на ее получение списываются через амортизацию. Правда, если компании по каким-либо причинам не удалось получить лицензию, эти расходы все равно можно учесть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем проведения конкурса. В аналогичном порядке учитываются расходы, осуществленные в целях приобретения лицензий на право пользования недрами, в случае если указанные лицензии выдаются предприятию без проведения конкурсов.

Те, кому не удалось получить лицензию на право пользования недрами, учитывают связанные с ее получением расходы в течение двух лет (ст. 325 Налогового кодекса РФ).

В налоговом учете действует несколько принципов признания расходов на освоение природных ресурсов.

Принцип 1. Отдельный учет по каждому участку. Если работы по освоению ресурсов ведутся на нескольких участках, то в соответствии с пунктом 2 статьи 261 и пунктом 2 статьи 325 Налогового кодекса РФ учет расходов нужно вести отдельно по каждому участку. При этом в учетной политике необходимо прописать порядок распределения расходов по разным участкам.

Принцип 2. Поэтапное списание расходов. В соответствии с пунктом 2 статьи 261 Налогового кодекса РФ расходы на освоение природных ресурсов признаются для целей налогообложения с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены этапы работ. Трудности могут возникнуть в том случае, когда на разных территориях участка работы заканчиваются в разное время.

В этом случае общие расходы необходимо распределить по частям участка (п. 2 ст. 325 Налогового кодекса РФ):

где Др – доля общих расходов, подлежащих учету при завершении этапа; Ср – сумма расходов, относящихся к отдельным частям участка; Ос – общая сумма расходов, осуществленных по освоению участка.

>|Налоговым кодексом РФ не определено, в какой именно момент нужно произвести расчет доли. Скорее всего это следует делать каждый раз на момент завершения очередного этапа работ по участку.| ? Реклама

Проанализируем постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 июля 2011 г. № А27-16988/2010. Предприятие осуществило работы по рекультивации нарушенных земель на участках месторождений, введенных в эксплуатацию, на которых завершен этап геологического исследования. Все затраты были учтены компанией единовременно. Но инспекторы посчитали, что такие расходы (2007–2008 годы) организация учла неверно. И настаивала на применении статей 261 и 325 Налогового кодекса РФ: расходы принимаются равномерно в течение пяти лет (сейчас срок списания составляет два года).

Однако в соответствии со статьей 261 Налогового кодекса РФ данные расходы должны списываться равномерно, только если рекультивация связана с освоением природных ресурсов. А, согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса РФ, затраты на рекультивацию можно списывать единовременно, если они производятся в рамках другой деятельности.

А в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25 июля 2011 г. № А44-4519/2010 содержится вывод судей о том, что предоставление в пользование участков недр, расположенных на охраняемой природной территории, неправомерно.

То есть при отсутствии данных, позволяющих точно определить статус участков недр, но при наличии сведений об их нахождении на той же территории, где расположен памятник природы, у лицензирующего органа нет оснований для выставления таких участков на аукцион.

Источники

http://www.klerk.ru/buh/articles/260545/

Литература

  1. Горский, Г. Ф. Судебная этика / Г.Ф. Горский, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. — М.: Издательство Воронежского Университета, 2015. — 272 c.
  2. Грудцына, Л.Ю. Наследственное право: справочник для населения в вопросах и ответах; Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 224 c.
  3. Михайленко, Е. В. Менеджмент в юриспруденции / Е.В. Михайленко. — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2012. — 280 c.
  4. ред. Никифоров, Б.С. Научно-практический комментарий уголовного кодекса РСФСР; М.: Юридическая литература; Издание 2-е, 2011. — 574 c.
  5. Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях