Самые полезные юридические советы

Монетизация льгот

Монетизация льгот - картинка 1
Предлагаем ознакомится с тематической информацией в статье: "Монетизация льгот". На все возникшие вопросы ответит онлайн-консультант.

Правила монетизации льгот

Монетизация льгот - картинка 2

Граждане, относящиеся к категории льготников, имеют право по своему желанию отказаться от госпомощи в виде пакета услуг в пользу денежных средств. В результате монетизации льгот можно прибавить к пенсии определённую сумму, начисляемую каждый месяц. О том, какие льготы подлежат монетизации, а также о законодательных нормах и особенностях инициации данного процесса рассказываем в рамках данного материала.

Законодательное регулирование вопроса

«Монетизация льгот» как определение подразумевает возможность отказаться от социальных услуг и получить взамен денежную компенсацию. Регулируется рассматриваемый вопрос ФЗ №122. Этот документ даёт представление о том, что льготники, которые по тем или иным причинам не нуждаются в предоставляемых преференциях в натуральном виде, обеспечиваются надбавкой к пенсионным выплатам.

Что касается услуг, по которым положена компенсация, они представлены в ФЗ №178 (редактирован в ноябре 2015 года и дополнен изменениями в декабре того же года). Согласно данному закону к монетизируемым относится три вида льгот. Подробнее они представлены дальше.

Общие льготы, которые можно монетизировать

Итак, компенсировать денежными средствами льготные категории граждан могут:

— проезд на транспорте;

Кроме того, допускается монетизация преференций по оплате за коммунальные услуги. Примечательно, что данная инициатива вызвала у граждан неоднозначную реакцию по причине в большинстве случаев недостаточного информирования и убеждения, что данное нововведение является обманом. Как бы там ни было, можно изначально оплачивать КУ в полном объёме, а затем обратиться в соцзащиту за назначением компенсации.

Монетизация льгот пенсионерам

На федеральном уровне граждане, достигшие пенсионного возраста, не имеют как таковых льгот, но руководители регионов вправе внедрить свои преференции с учётом местных законодательных норм. Например, в регионе могут реализовываться такие преференции, как:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

— скидка на оплату КУ;

— бесплатный проезд в общественном транспорте (частные такси и маршрутки исключаются);

— возможность купить необходимые лекарства по сниженной цене и тд.

Подчеркнём ещё один важный момент: хотя на уровне разных регионов набор услуг может отличаться, пенсионеру дана возможность отказаться от преференций в полном объёме или частично.

[2]

Монетизация НСУ инвалидам

В зависимости от группы инвалидности перечень льгот, как правило, имеет некоторые отличия. К примеру, 1 группа позволяет монетизировать следующие соц. услуги:

— передвижение в городском транспорте на безвозмездной основе;

— предоставление стандартных протезов, ортопедической обуви;

— бесплатная путёвка для санаторно-курортного лечения;

— оплачиваемые государством лекарства по рецепту;

— проезд в санаторий (и обратно) для оздоровления;

— протезирование зубов в госклиниках.

При 2 группе инвалидности список льгот, по праву подлежащих монетизации, состоит из:

— перемещения в общественном транспорте (преференция не распространяется на частных извозчиков — такси, маршрутки);

— бесплатный проезд в обе стороны, если речь идёт о прохождении курса лечения в санатории;

— безвозмездное зубное протезирование в мед. Учреждения государственного уровня;

— ежегодная путёвка за счёт государства по рекомендации врачей;

— возможность купить ортопедическую обувь с 50% скидкой.

Наконец, инвалиды 3 группы могут отказаться в пользу денег от преференций, позволяющих получить:

— скидки до 50% на воздушный, ЖД- транспорт или другой вид;

— лекарства, стоимость которых снижена на 50% (если инвалид не работает);

— списание половины суммы на ортопедическую обувь в случае, если есть врачебные предписания.

Льготы и их монетизация для детей-инвалидов

Здесь действует право замены на денежную доплату следующих услуг социального плана:

— бесплатная выдача по рецепту медикаментов;

— передвижение в метро и общественном транспорте без взимания платы;

— государственное обеспечение инвалидными колясками и других технических средств, оборудования, требуемых ребёнку-инвалиду для жизни.

Монетезируемые льготы ветеранам труда

Граждане из данной категории по желанию вправе воспользоваться или отказаться от таких преференций:

— скидка на КУ и уменьшение оплаты жилплощади на 50%;

— протезирование зубов за гос. счёт;

— безоплатное перемещение в городском транспорте, не считая частников (такси и маршрутки);

— лечение в государственной больнице на безвозмездной основе;

— минус 50% от стоимости билетов на поездку ЖД-транспортом с сентября и до мая включительно.

Монетизация соцпакета для ветеранов боевых действий

Льготники из этой категории могут бесплатно:

— получить лечение в военном госпитале;

— осуществить протезирование конечностей.

Если есть желание, указанные и другие возможные региональные льготы ветеран вправе заменить на денежную выплату.

Монетизация социальных услуг для матерей-одиночек

В пакет льгот, по которым допускается денежная компенсация, входят:

— бесплатные лекарства для детей (до 3 лет);

— ежегодные безвозмездные путёвки в детские лагеря;

— не оплачиваемый матерью-одиночкой проезд в городском транспорте кроме таки или маршруток.

НСУ и его компенсация многодетным семьям

Обладатели данного статуса по своей инициативе способны отказаться в пользу денег от:

— скидки на коммунальные услуги;

— безвозмездно выдаваемых для детей от 7 лет путёвок в детский лагерь;

— безоплатное перемещение в метро и наземном транспорте (общественном) для одного из родителей и его детей.

Несколько правил оформления монетизации НСУ

Прежде всего, стоит принять во внимание, что отказ от соцпакета и его замена доплатой возможны один раз в год.

Второе, что нужно учесть — факт перевода фиксированной суммы каждый месяц дополнительно к финансовому обеспечению льготника.

Где оформить монетизацию льгот?

Гражданин, относящийся к получателям НСУ, в случае желания отказаться от натуральных льгот обязан подать соответствующее заявление в Пенсионный Фонд по месту жительства.

Какие документы необходимы при отказе от соцпакета?

Законодательно зафиксирован основной список бумаг, ориентируясь на который заявитель должен подготовиться к оформлению замены соц. услуг денежной выплатой. Чтобы обеспечить себе компенсацию, льготник кроме упомянутого ранее заявления предоставляет:

— свой паспорт (не забыв о копии);

— пенсионное страховое свидетельство (плюс копия);

— удостоверение в качестве подтверждения, что обратившийся имеет право пользоваться льготами.

Если потребуется, сотрудникам ПФР нужно будет предоставить дополнительные документы (например, в зависимости от причин отказа и тд).

Что нужно указывать в заявлении?

Несмотря на то, что заявление заполняется вместе с сотрудником ПФР, не помешает иметь представление о содержащихся в нём сведениях. В документе не допустимы ошибки и помарки, а его стандартный вариант состоит из следующих пунктов:

— наименование гос. органа, куда подан запрос на монетизацию;

— инициалы претендента на компенсацию;

— НСУ, которые требуется заменить деньгами;

— дата составления заявления и подпись.

Сроки подачи документации

Компенсация за соцпакет будет выплачиваться в том случае, если требуемый процесс оформления состоялся до 1 октября текущего года. При этом доплата начнёт поступать льготнику со следующего календарного года и начисления не прекратятся в течение 12 месяцев. Если заявитель обратился в ПФР позднее, то есть после указанного срока, сотрудники фонда откажут в оформлении монетизации.

Напомним, что компенсировать можно как весь НСУ, так и его часть. То есть возможен, например, отказ от путёвки и проезда до санатория с сохранением при этом преференции в виде обеспечения бесплатными лекарствами и оздоровления в государственных медучреждениях. Проще говоря, льготник самостоятельно выбирает набор услуг, которые будут монетизированы.

Источники

http://doorinworld.ru/stati/pravila-monetizatsii-lgot

Как можно заменить социальные льготы на деньги в этом году

Монетизация льгот - картинка 5

Начиная с 2005 года появилась возможность «монетизировать» социальные льготы — то есть, по сути, заменить свое право требовать от государства положенные по закону льготы на некий денежный эквивалент.

Сделать свой выбор между денежной и натуральной формой получения льгот можно раз в году — с 1 января до 1 октября.

Но за последнее время порядок выбора между деньгами и льготами дополнился рядом нововведений, на которых следует остановиться подробнее.

Основной перечень федеральных льготников, которые участвуют в системе «монетизации» льгот не изменился — в их число входят:

— участники Великой Отечественной войны (в т.ч. жители блокадного Ленинграда и военные, не состоявшие в действующей армии), инвалиды войны, ветераны и участники боевых действий, члены их семей,

— инвалиды 1 — 3 групп, дети-инвалиды,

— лица, пострадавшие от радиационного воздействия вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ПО Маяк, река Теча,

— Герои СССР, России, полные кавалеры ордена Славы и члены их семей.

Они получают ежемесячную денежную выплату за счет федерального бюджета (ЕДВ), а с ней — набор социальных услуг. Это и есть те самые льготы, которые можно заменить на денежную выплату:

— бесплатное лекарственное обеспечение (денежный эквивалент в 2018 году — 828 рублей 14 копеек)

— санаторно-курортное лечение (денежный эквивалент в 2018 году — 128 рублей 11 копеек),

— бесплатные проезд на пригородных электричках, а также на междугородных транспортных рейсах при поездках к месту лечения и обратно (денежный эквивалент в 2018 году — 118 рублей 94 копейки).

Льготы предоставляются по умолчанию, т.е. чтобы получать деньги, нужно подать соответствующее заявление в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ.

Сделать это можно в текущем году несколькими способами:

— подать письменное заявление в ПФР лично или через представителя (по доверенности),

— подать заявление через многофункциональный центр,

— направить электронное заявление через Единый портал государственных услуг (для этого нужно предварительно зарегистрироваться, получить логин и пароль для доступа),

— направить электронное заявление через Личный кабинет пенсионера на официальном сайте ПФР (также предварительно нужно зарегистрироваться в нем через клиентскую службу любого отделения ПФР),

— направить письменное заявление посредством почтовой связи (но подпись на заявлении в таком случае придется предварительно заверить у нотариуса).

Замена льгот денежной компенсацией по заявлению будет произведена, начиная с 1 января следующего года.

1 октября является днем окончания срока подачи заявлений об отказе от набора социальных услуг, т.е. в этот день заявления на следующий год уже не принимаются.

Так что в этом году 1 октября еще можно будет подать заявление об отказе от соцпакета на следующий год.

Но это распространяется только на письменные документы: электронные заявления по-прежнему принимаются только до 30 сентября включительно.

Заявление, которое поступило по истечении установленного срока, будет распространяться уже не на следующий год, а на второй год после подачи заявления.

Выбор гражданина сохраняется на весь период, пока у него не прекратится право на льготы, либо он не подаст новое заявление о возврате льгот и отказе от денежной компенсации.

Источники

http://www.klerk.ru/buh/articles/477250/

Почему монетизация льгот – это обман народа?

В некоторых российских регионах власти продолжают замещать существующие льготы для ветеранов труда, пенсионеров и других льготников денежными выплатами в фиксированном размере. Чиновники утверждают, что с живыми деньгами на руках людям будет проще и выгоднее, но мы докажем, что это не так. Под благовидным предлогом усиления адресности предоставления социальной помощи ее размер попросту сокращается.

Монетизация льгот на федеральном уровне была проведена еще в 2005 году под руководством министра Михаила Зурабова и вице-премьера Александра Жукова, который до сих пор работает в высших эшелонах власти. В результате пенсионеры и инвалиды лишились привычных для себя 50-100% льгот на лекарства, транспорт, некоторые другие товары и услуги , а стали получать ежемесячную компенсацию в денежном выражении. На тему льгот, субсидий и компенсаций вы всегда можете найти свежие новости в разделе «Льготы» на портале «Пронедра».

[1]

В чем же тогда обман?

Казалось бы, живые деньги в кармане – это всегда лучше, но так кажется только на первый взгляд. Для подавляющего большинства пенсионеров и инвалидов монетизация обернулась сокращением общего размера льгот , но почувствовали это люди далеко не сразу. Причинами этого стали:

1. Размер компенсации установлен по единым нормативам, в то время как разным людям требовалось разное количество лекарств, транспортных услуг и других льгот;

2. Индексация этой выплаты производилась на официальный уровень инфляции, в то время как рост цен на товары и услуги был заметно быстрее;

3. Из-за маленькой пенсии люди были вынуждены тратить дополнительные деньги только на еду и самое необходимое.

В результате уровень жизни многих пенсионеров, инвалидов и ветеранов существенно снизился . Большинство из них и сегодня недобрым словом вспоминают реформатора Зурабова, который по сути отнял у них даже те льготы, которые были введены еще в послевоенное время.

Что сейчас творится в регионах?

Часть льгот (например, компенсация по оплате услуг ЖКХ для ветеранов труда) предоставляется из средств глубоко дефицитных региональных бюджетов. В рамках «оптимизации расходов» власти стремятся зафиксировать, а еще лучше уменьшить долю трат на социальные обязательства . Так, в Карелии рассматривается вопрос о замене 50% льготы на фиксированную выплату в размере 959 рублей в месяц.

Понятно, что эта выплата намного меньше половины той суммы, что платит за квартиру среднестатистический ветеран труда , но чиновников это не смущает. Аналогичные ситуации происходят и в других регионах. Особняком стоят две столицы – в Москве и Санкт-Петербурге, а также двух областях вокруг них для всех пожилых людей ввели бесплатный проезд на электричках.

Источники

http://zen.yandex.ru/media/id/5b2816a281bb8e00aab67c6e/5d13dae12f262600b05ec707

Монетизация льгот в России: десять лет спустя

Монетизация льгот - картинка 7

МОСКВА, 22 авг — РИА Новости. Закон о монетизации льгот, который был подписан десять лет назад, оказался неподготовленным и непродуманным; после многочисленных протестов льготников он заставил власти в пожарном порядке латать дыры в реформе и выделять на нее дополнительные средства. Система социальной поддержки населения с тех пор пришла в равновесие, а монетизация была в целом правильным шагом, считают эксперты, не исключая при этом вероятности возврата к натуральным льготам.

Предпосылки монетизации

Льготы, как средство поощрения граждан, имевших особые заслуги перед государством, появились в стране еще в советское время. В разгар перестройки и либеральных реформ 1980-1990-х годов их количество стало расти лавинообразно, а сами льготы превратилась в систему социальной поддержки населения. В условиях высокой инфляции и при отсутствии денег в бюджете на выплату достойных зарплат, пенсий и пособий федеральные и региональные власти стали вводить натуральные льготы для различных категорий граждан. При этом многие льготы так и не были реально обеспечены, а количество формальных получателей превысило половину населения страны.

«Натуральные льготы оставались нам в наследство от предыдущих созывов Государственной Думы, где левых было большинство. Тогда они установили льгот на сумму, превосходящую совокупные возможности бюджета в шесть раз. Это означало, что льготы где-то реализовывались, где-то существовали только на бумаге», — вспоминает глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев.

Сложившаяся система была непрозрачной и способствовала хищению государственных средств, так как отсутствовали эффективные механизмы, позволяющие оценить объем реально оказываемых услуг. Да и данные о количестве самих льготников разнились. «Когда начали сравнивать количество льготников, которые находятся в списках регионов, с данными федерального реестра, оказалось, что разница между этими цифрами составляет почти 8 миллионов человек. Это говорит о том, что порядка в предоставлении социальных услуг не было», — рассказал РИА Новости председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.

С начала 2000-х годов ситуация в экономике России стала постепенно стабилизироваться, мировые цены на нефть пошли вверх, волнения на социальной почве улеглись, а бремя льгот стало все больше тяготить государство. В правительстве возникла идея заменить натуральные льготы денежной компенсацией, активно продвигаемая Алексеем Кудриным, занимавшим тогда пост главы Минфина.

Концепция реформы

Монетизация должна была оздоровить бюджетную систему России, привести заложенные в законах льготы в соответствие с бюджетными возможностями, дать живые деньги для развития транспорта, ЖКХ и других отраслей.

Чиновники, готовившие реформу, также упирали на то, что подобный шаг сделает всю систему льгот более справедливой и эффективной. Ведь воспользоваться имеющимися у них на бумаге льготами могли далеко не все. Например, сельские жители, не пользовавшиеся своим правом бесплатного проезда на городском транспорте, смогут вместо этой абстрактной льготы получить реальные деньги.

Законопроект предусматривал замену ряда льгот ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ). При этом три вида льгот (проезд в городском транспорте и пригородных электричках, бесплатные лекарства и право на бесплатное санаторно-курортное обслуживание) льготники могли сохранить за собой, отказавшись от ЕДВ.

Все льготники были разделены на федеральных и региональных. Компенсировать льготы денежными выплатами для примерно 14 миллионов федеральных льготников (инвалидов, военнослужащих, ветеранов ВОВ, «чернобыльцев» и ряда других) должен был федеральный бюджет. А для примерно 20-30 миллионов региональных льготников (пенсионеров, ветеранов труда и других) субъекты РФ должны были провести аналогичную монетизацию или сохранить натуральные льготы, оплачивая их предоставление транспортным предприятиям и другим поставщикам услуг из своих бюджетов. Пенсионеры, компенсации для которых не были в итоге заложены ни в федеральный, ни в региональные бюджеты, стали основной движущей силой протестов, прокатившихся по стране после введения закона в действие.

Пожар заливали деньгами

По замыслу реформаторов, герои Великой отечественной войны в качестве компенсации натуральных льгот должны получать ежемесячно 3,5 тысячи рублей, ветераны войны — по 1,5 тысячи, инвалиды войны — по 2 тысячи, блокадники — по 1,1 тысячи, ликвидаторы чернобыльской аварии — по 1,7 тысячи, инвалиды, в зависимости от группы, — от 800 до 1,4 тысячи, доноры — 500 рублей.

«Ошибки были допущены с точки зрения денежного эквивалента, который нужно было вложить в расчет каждой льготы. И здесь не в полном масштабе удалось заместить реальным финансированием все имевшиеся льготы. Это в первую очередь коснулось городских жителей. Пострадали «чернобыльцы», инвалиды, имевшие право на технические средства реабилитации. Пришлось уточнять законодательство, уточнять размер возмещения», — отмечает Рязанский. «При тех финансовых ресурсах, которые имелись 10 лет назад, при тех темпах экономического роста, надо было денег с монетизацией льгот не жалеть. Деньги для этого были. Основные волнения как раз были связаны с тем, что компенсация по ряду монетизированных льгот была недостаточной», — согласен с ним директор Института стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев.

На замену льгот денежными компенсациями федеральным льготникам в бюджете 2005 года было изначально предусмотрено 171,8 миллиарда рублей, но дальнейшие расходы в разы превысили эту сумму. Недостаточный объем компенсаций и многочисленные огрехи при практическом воплощении в жизнь вызвали широкомасштабные акции протеста и падение рейтингов президента и кабмина. Правительство и законодатели вынуждены были вносить многочисленные поправки в принятый закон и выделять для льготников дополнительные средства.

«Шаг за шагом государству приходилось платить все более высокую цену за отменяемые натуральные льготы. Многие из них так и сохранились. Другие не остались, но были оплачены дороже, чем предполагалось в начале. Если бы в то время не было тучных лет и если бы бюджет каждый год не получал прибавку от роста цен на нефть, все могло обойтись гораздо хуже. Проблемы залили деньгами. Большие доходы от роста цен на нефть позволили выйти из положения», — вспоминает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.

В январе 2005 года президент предложил индексировать пенсии не с 1 апреля, как было намечено ранее, а с 1 марта, и повысить их минимум на 200 рублей. Одновременно он поручил повысить денежное довольствие военнослужащим.

«Реформа была начата в неподготовленном виде. С людей, например, начали требовать деньги за проезд, еще не выплатив им соответствующих денежных компенсаций. Люди потеряли право на бесплатные лекарства в начале января, а денежную выплату получили только в конце месяца», — говорит глава комитета Госдумы Исаев.

[3]

Льготникам также практически не разъяснили суть изменений и то, какие права они имеют. Даже мама премьер-министра Михаила Фрадкова, получившая как льготница 500 рублей, не смогла объяснить сыну, за что эта сумма.

Президент вынужден был констатировать, что реформа пошла не так, как предполагалось, и страна понесла большие социально-политические издержки, а премьер Фрадков признал, что правительство поспешило с монетизацией. Опасаясь дальнейшего роста недовольства населения, правительство отложило намеченную на 2006 год монетизацию льгот ЖКХ.

Взгляд 10 лет спустя

Большинство опрошенных РИА Новости экспертов признают необходимость проведенной 10 лет назад реформы, однако не все считают ее своевременной. «Я не отрицаю, что монетизация льгот могла быть полезным шагом, но не думаю, что эта идея была самой подходящей в то время. Тогда же шла работа над пенсионной реформой, которая требовала определенных средств. В результате денег на пенсионную реформу уже не осталось, и она была проведена позже. Были и другие моменты, которые были упущены», — полагает научный руководитель ВШЭ Ясин.

«Несмотря на перипетии, которые сопровождали это решение, я бы оценил его как шаг в правильном направлении. Оно послужило отправной точкой принятия других решений, которые были связаны с тем, что на эффективность льгот как таковых в принципе обратили повышенное внимание. Эта работа далеко еще не закончена. Впереди инвентаризация и пересмотр очень многих налоговых льгот, которые еще остаются и действуют», — считает советник Института современного развития Никита Масленников.

«Жизнь подтвердила правильность общей идеологии, которая была заложена в закон. На сегодняшний день абсолютное большинство тех, кто имеет такое право выбора, выбрали деньги, то есть поступили именно таким образом, как и предполагалось при проведении реформы», — говорит Исаев.

«Время многое поправило за 10 лет. Люди привыкли к некоторым вещам, поняли. Важно, что людям была предоставлена возможность менять свои решения. Кто-то попробовал отказаться от льгот и получать деньги, понял, что это ему невыгодно, и стал опять получать в натуральном виде эти льготы. Система пришла к своему равновесию и все выбрали то, что считали нужным», — добавляет руководитель департамента социального развития ФНПР Константин Добромыслов.

А депутат Госдумы Оксана Дмитриева считает проведенную 10 лет назад монетизацию вредной. «Эта реформа была вредна, безусловно, потому что фактически расходы на льготы выросли в 2-3 раза, чтобы компенсировать социальный ущерб», — говорит она. Не выиграли от реформы, по мнению Дмитриевой, и сами льготники. «Многие льготы просто были потеряны и никаким образом не компенсированы — например, междугородний проезд инвалидам и участникам войны. Индексация ежемесячных денежных выплат отстает от фактического уровня инфляции. Каждый раз индексация в бюджете закладывается на гипотетическую инфляцию, а по факту инфляция оказывается выше. Уже накоплено большое отставание. При этом транспортные тарифы у нас растут существенно выше, чем официальный уровень инфляции. Реальный объем получаемых услуг сокращается», — считает Дмитриева.

Дорога без возврата?

Необходимости возврата к натуральным льготам большинство экспертов также не видит, но вероятность такого развития событий в условиях ухудшающейся бюджетной ситуации некоторые не отрицают. «Мы сейчас живем в такое время, что ничего нельзя исключать, в том числе практику возврата к натуральным льготам. Но я думаю, это был бы шаг назад. Натуральные льготы искажают пропорции в экономике и дают неадекватное представление о тех средствах, которые нужны для решения тех или иных задач», — сказал директор Института стратегического анализа компании «ФБК» Николаев. «Я думаю, что это делать противопоказано, потому что это путь куда-то вбок из рыночной экономики», — поддерживает советник Института современного развития.

«Я надеюсь, что возврата уже не будет. Если мы пошли на это и заплатили дорого, зачем же обратно? Хотя это сейчас все непредсказуемо», — полагает научный руководитель ВШЭ.

А глава комитета Госдумы Исаев считает необходимыми дальнейшие шаги в сфере монетизации льгот. «Сейчас, поскольку на натуральном лекарственном обеспечении и санаторно-курортном обслуживании остались только те, кто остро в этом нуждается, а денег у них больше не стало, они испытывают определенные затруднения. Я думаю, что, может быть, надо было бы рассмотреть вопрос об окончательной монетизации, то есть выдать всем деньги, а просто определенные виды заболеваний взять в отдельную программу государственного обеспечения, которая действовала бы независимо от льготной программы в рамках бюджета фонда ОМС», — сказал он РИА Новости.

«Сейчас любая вводимая или пролонгируемая льгота должна быть обеспечена финансовыми ресурсами. Это золотое правило пришло из того времени, когда принималось решение о переходе с натуральных льгот на денежные выплаты. И это серьезное достижение, поскольку при принятии решений нужно доказывать, что на них есть средства. Это остужает мозги ультрарадикалов в социальной сфере. И этого правила надо придерживаться, как бы тяжело ни было и как бы кому-то не хотелось пропиариться и запустить на орбиту обсуждение каких-то дополнительных льгот», — отмечает глава комитета Совфеда Рязанский.

Источники

http://ria.ru/20140822/1020935104.html

Монетизация льгот

Монетизация льгот (изначально известная как отмена льгот) — замена натуральных льгот денежными компенсациями, проведенная правительством России в 2005 г.

Содержание

Правительственные обоснования проведения монетизации льгот [ править ]

Система льгот возникла в советское время, когда действовала система социальных гарантий, характерная для государственной экономики. Льготы являлись поощрением определённых (сравнительно немногочисленных) категорий граждан, имеющих особые заслуги перед страной. В 80—90-е годы количество льгот было резко расширено, а сами льготы превратилась в систему социальной поддержки населения в условиях инфляции и отсутствия денег в госбюджете. Многие льготы так и не были реально обеспечены, а количество формальных льготников превысило половину населения страны.

Система льгот способствует хищению госсредств и коррупции. Например, в сфере лекарственного снабжения были налажены каналы получения госсредств за бесплатный отпуск лекарств льготникам, при этом реальный отпуск лекарств осуществляется на гораздо меньшую сумму (в том числе за счет отказа обслуживать льготников). Высокая себестоимость транспортных услуг, причиной которой зачастую является коррупция, оправдывается заинтересованными чиновниками обслуживанием льготников. В санаторно-курортном обслуживании ветеранов имелись массовые злоупотребления; рядовые ветераны не получают этой услуги или вынуждены находиться в многолетних очередях.

Льготы в сфере проезда на транспорте приводят к деградации муниципального транспорта, поскольку люди, больше всего пользующиеся транспортом, стремились получить эту льготу и в результате больше половины поездок не оплачивалось. Одновременно отсутствие данных о реально оказанных услугах льготникам позволяют в ряде случаев с помощью коррупции выбивать непропорционально высокие дотации для муниципальных и даже частных транспортных компаний. Помимо муниципального транспорта, льготы оказывают негативное влияние на железные дороги, которые теряют на этом 6 млрд руб. в год, что сказывается на состоянии железнодорожной инфраструктуры.

Система льгот несправедлива к тем, кто льготами не пользуется, например, жителям деревень. Монетизация устраняет несправедливость неравномерного доступа к льготам, а льготники получают возможность потратить деньги по своему усмотрению.

Наличие льгот сдерживает проведение реформ в сфере транспорта, ЖКХ и естественных монополий. Введение конкурентных отношений на соответствующих рынках затруднено до тех пор, пока остается неясным, кто будет оплачивать льготы. Привлечение частных инвестиций в сферу транспорта, ЖКХ и естественные монополии затруднено, так как инвесторы не уверены в полной оплате услуг всеми потребителями (а значит в окупаемости инвестиций).

Основные положения монетизации льгот [ править ]

Федеральная монетизация касается только «федеральных льготников» (инвалиды, военнослужащие, участники ВОВ и некоторые другие — 14 млн чел.). Монетизированы три вида льгот — транспорт (проезд на городском транспорте и пригородных электричках), лекарства и санаторно-курортное лечение. Отмену льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг правительство отложило на период после выборов 2008 г.

На замену льгот денежными компенсациями (для «федеральных льготников») в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд рублей. Реально была потрачена существенно б́ольшая сумма.

В пакете законов о монетизации было предусмотрено ежемесячно выплачивать для замены льгот инвалидам первой группы с детства — 1,4 тыс. рублей, второй группы — 1000 руб. и третьей группы — 800 рублей, «чернобыльцам» — 1700 руб., донорам — 500 руб., героям Великой Отечественной войны — 3,5 тыс. рублей, участникам войны — 1,5 тыс. рублей, блокадникам — 1,1 тыс. рублей, инвалидам войны — 2 тыс. рублей.

Эти выплаты заменяли право на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, бесплатные лекарства и санаторное лечение. В первоначальных предложениях Минфина число льгот, подлежащих денежной замене, было более десяти.

Для «региональных льготников» (ветераны труда, пенсионеры и др. — 20-30 млн чел.) субъекты федерации могли либо провести аналогичную монетизацию, либо сохранить натуральные льготы. Но при этом регионы должны были оплачивать транспортным предприятиям и другим поставщикам те услуги, которые предоставляются льготникам. Федеральный центр декларировал выплату регионам до 40 % соответствующих компенсаций в случае проведения монетизации.

Принцип разделения льготников на федеральные и региональные был прост: тот, кто выдает гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета.

Протесты [ править ]

29 июля 2004 в Москве произошёл митинг протеста «чернобыльцев» против предстоящей монетизации льгот. 2 августа акции протеста прокатываются практически по всей стране, радикальная Национал-большевистская партия проводит громкую акцию по захвату приёмной Министерства здравоохранения.

Коммунистическая оппозиция резко выступает против предстоящей реформы, назвав её «антинародной». Основным организатором недовольных становится Российская партия пенсионеров.

Практическое воплощение «монетизации льгот» в жизнь с января 2005 года вызвало широкомасштабные акции протеста, прокатившиеся практически по всей стране [1] . Основной движущей силой протестов стали пенсионеры. Широкий размах протесты приняли в крупнейших городах. Мэр Москвы Юрий Лужков смог изыскать средства по финансированию льготы из городского бюджета.

Вместе с тем, второй город страны, Санкт-Петербург, не обладал такими финансовыми ресурсами. Наибольшие по масштабу акции протеста прокатились именно по этому городу, что повлекло за собой по крайней мере одну человеческую жертву. Действия протестующих спровоцировали пробку, возникший конфликт привёл к тому, что одна из машин сбила пенсионера.

В течение января-февраля ряд оппозиционеров всех без исключения категорий политического спектра попытались присоединиться к протестным настроениям, и возглавить их.

Отношение либеральной оппозиции и западной прессы к событиям осталось двояким; с одной стороны, они безусловно поддержали саму идею реформы. С другой, по мере разрастания протестов, поддержали и их.

Однако, в целом, протесты остались неконтролируемыми, и требования пенсионеров заключались, в основном, в отмене закона № 122 о монетизации льгот. Замеченные политические лозунги носили, как правило, коммунистический характер, часто выдвигались требования реставрации СССР, с его уровнем цен, и социальной политикой. Появлялись и такие справедливые лозунги — «Народу-электричество, Чубайсу-электрический стул» и т. д.

Широкомасштабные акции протеста произошли практически немедленно после провала российских усилий в Украине в конце 2004 года, и на определённое время сильно подорвали репутацию властей. Шоком являлось и то, что своего максимума протесты достигли в родном городе Путина Санкт-Петербурге, где он имел выдуманную СМИ популярность. Дополнительным ударом для властей стало обращение главы Русской православной церкви Алексия II; патриарх встал на сторону пенсионеров в их конфликте с властями.

Фактический провал монетизации льгот вызвал второе за всю историю президенства Владимира Путина падение его рейтинга (первое произошло после катастрофы подводной лодки «Курск»), с 84 % в начале 2004 года, до 48 % в начале 2005. Впрочем, это падение оказалось временным.

Путин провёл несколько встреч с кабинетом министров, переложив ответственность на правительство и региональные власти. В январе Путин предложил провести индексацию пений не с 1 апреля, а с 1 марта как минимум на двести рублей. Он также дал поручение повысить денежное довольствие военнослужащим [2] .

Вместе с тем протесты вызвали в российском обществе раскол: часть населения поддерживали протестующих, в то время, как другая, в первую очередь молодёжь, отнеслась к «бунту пенсионеров» негативно.

Другой многочисленной категорией льготников, зачастую пострадавшей от реформы, стали военные. Компенсации были рассчитаны таким образом, что военные, проживавшие далеко от места службы, понесли сильные финансовые потери, тем более заметные на фоне относительно небольших заработных плат. По данным опроса «Интерфакса», проведённым в начале 2005, 80 % военнослужащих выразили недовольство монетизацией льгот.

Хотя военным запрещены забастовки и митинги, недовольство нашло себе внешнее выражение, хотя и кратковременное. 19 февраля 2005 они попытались организовать оппозиционное Всеармейское офицерское собрание. В арендованном помещении Российской академии государственной службы перед началом собрания был отключен свет, и офицеры оттеснены от здания ОМОНом. В результате собравшиеся переместились на улицу, использовав в качестве трибуны сугроб, а лозунги существенно радикализовались.

В результате митинга военные потребовали резко усилить Вооруженные Силы, увеличить их финансирование, и объявили о начале формирования «офицерско-казачьего ополчения», что могло быть расценено властями, как создание незаконных вооружённых формирований. Сами военные не считали свои действия мятежом; по их мнению, они действовали в полном соответствии с заявлением Верховного Главнокомандующего президента Владимира Путина о необходимости усиления государства, а целью ополчения должна была стать защита российского ядерного оружия от Соединённых Штатов. Собравшиеся считали, что США планирует в течение ближайших месяцев захватить контроль над российскими ядерными арсеналами.

Несмотря на широкий резонанс, дальнейшего развития события не получили, и «офицерско-казачье ополчение» сформировано не было.

В течение 2005 года правительство Владимира Путина вместе с региональными властями предпринимает ряд мер по борьбе со вспыхнувшей социальной напряжённостью. В ряде регионов денежные компенсации были повышены до устраивавшего пенсионеров уровня, и протесты постепенно утихли.

Ход и результаты проведения монетизации льгот [ править ]

Была недооценена техническая сложность решения столь масштабной задачи, как монетизация. Многие чиновники и целые регионы оказались не готовы к монетизации, не продумали свои действия заранее. Монетизация создает угрозу для ряда чиновничьих «кормушек», поэтому часть госаппарата не заинтересована в ее эффективном проведении.

Не был учтен разрыв между получением компенсаций (конец января 2005 г.) и тем, что льготы перестали действовать с начала января. Хотя соответствующие средства были перечислены из федерального бюджета заранее, длительные новогодние праздники и система выплаты пенсий (через которую выплачиваются компенсации и которая перечисляет деньги в конце месяца) не позволили донести эти средства до населения вовремя.

Денежные выплаты далеко не всегда компенсировали отмену соответствующих льгот. Хотя в целом монетизация была выгодна населению, но выгоды и потери распределились неравномерно. Например, деревенским жителям (которые льготами почти не пользовались) монетизация выгодна, а льготникам-потребителям дорогостоящих лекарств — нет. Таким образом, определенная прослойка населения реально пострадала от монетизации.

Законы о монетизации не предусматривали компенсаций пенсионерам, так как льготы пенсионерам принимались исключительно региональными властями и ни в одном федеральном законодательном акте не прописаны. Решение проблемы с пенсионерами было полностью отнесено к ответственности региональных властей, федеральный центр фактически устранился от ее решения.

Поскольку формально пенсионеры не являются получателями льгот, то компенсации для них не предусматривают ни федеральный, ни региональный бюджеты. Именно «брошенные» пенсионеры и стали основной движущей силой протестов.

Как и следовало ожидать, монетизация льгот вызвала широкое недовольство у малоимущих слоёв населения. Однако, многие предприятия, в том числе автотранспортные, вздохнули с облегчением. Они наконец увидели живые деньги, которые позволили им выжить в условиях жёсткой конкуренции и отсутствия наличных средств. Многие автотранспортные предприятия за счёт монетизации нацелились на обновление парка. автомобильной техники, которая, не секрет, находится в плачевном состоянии и требует скорейшего обновления. Эта ситуация ярко наблюдается в небольших городах депрессивных регионов. [Источник?]

Говоря о монетизации в здравоохранении, выводы ещё делать рано. Поскольку индивидуальный учет больных, в большинстве своём, происходит при помощи бумажных картотек, у медицинских сестёр значительно прибавилось работы в виде дополнительной отчётности по льготным лекарствам, что, в свою очередь, негативно влияет на производительность труда, что выражается в ухудшении качества обслуживания пациентов. В то же время ситуация обещает исправиться в лучшую сторону, в связи с переходом на автоматизированные системы учёта больных. [Источник?]

Народное творчество [ править ]

Монетизации льгот посвящена песня «Льготники» группы «ЛОМЭ».

Источники

http://traditio.wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%BE%D1%82

Литература

  1. Эрлих, А.А. Технический анализ товарных и финансовых рынков. Прикладное пособие; М.: Инфра-М, 2012. — 176 c.
  2. Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия; СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 142 c.
  3. Каландаришвили, З. Н. Актуальные проблемы правовой культуры российской молодежи / З.Н. Каландаришвили. — М.: ИВЭСЭП, Знание, 2009. — 172 c.
  4. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
  5. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях