Самые полезные юридические советы

Права детей, оставшихся без попечения родителей

Права детей, оставшихся без попечения родителей - картинка 1
Предлагаем ознакомится с тематической информацией в статье: "Права детей, оставшихся без попечения родителей". На все возникшие вопросы ответит онлайн-консультант.

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 121 СК РФ

1. Судьба детей, лишенных внимания семьи, небезразлична государству. Это отражается в международных правовых актах и национальном законодательстве. Статьей 20 Конвенции о правах ребенка установлено, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

В России ежегодно готовятся государственные доклады о положении детей в стране , принимаются федеральные целевые программы «Дети России». В субъектах Российской Федерации также принимаются акты, направленные на поддержку семьи и детства. Так, правительством Свердловской области принято Постановление от 4 декабря 2002 г. «О концепции реализации государственной семейной политики Свердловской области на период до 2015 года» .
———————————
См.: Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 839 «Правила разработки и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации».

Областная газета. 10.12.2002.

2. В СК РФ впервые в истории отечественного законодательства введен раздел VI о формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, который открывается гл. 18, специально посвященной выявлению и учету таких детей.

Перечень случаев, когда ребенок считается оставшимся без попечения родителей, дается в п. 1 комментируемой статьи. Он не является исчерпывающим. Более того, в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот) также содержится перечень ситуаций, при наличии которых ребенок остается без попечения родителей, и он шире приведенного в СК РФ. В данном Законе в дополнение к перечню СК РФ названы: признание родителя безвестно отсутствующим, ограничение его в дееспособности, осуждение к лишению свободы, нахождение родителя в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.

Этим Законом даны легальные определения таких понятий, как:

1) дети-сироты — это лица до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей, — это лица до 18 лет, оказавшиеся в ситуациях, перечень которых дан в ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот;

3) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, — это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в возрасте до 18 лет умерли один или оба родителя либо они остались без их попечения.

Для указанных лиц вышеназванным Законом был введен ряд социальных гарантий, в первую очередь в жилищной сфере; им также гарантировалось сохранение права собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям, и права на земельные доли, полученные их родителями в ходе приватизации и реорганизации юридических лиц агропромышленного комплекса.

Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ п. 1 комментируемой статьи был дополнен упоминанием о еще одном факте, порождающем правовое состояние «ребенок, оставшийся без попечения родителей», — создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

[3]

Факт отсутствия попечения родителей в соответствии с действующим законодательством не требует судебного установления , хотя, например, наличие вступившего в законную силу судебного решения о лишении единственного родителя родительских прав или об ограничении его родительских прав, о признании его недееспособным или безвестно отсутствующим само по себе безусловно свидетельствует о том, что ребенок остался без попечения родителей.
———————————
На практике встречается заблуждение о том, что ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей только после вступления в законную силу судебного решения о лишении его родителей родительских прав. Это не соответствует СК РФ.

3. Отсутствие родительского попечения порождает особый правовой статус ребенка. Дети, относящиеся к числу оставшихся без попечения родителей:

— имеют право на устройство в семью (абз. 3 п. 2 ст. 54 СК РФ);

— учитываются в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

— имеют право на различные социальные льготы и гарантии (Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот).

С момента, когда ребенок приобрел статус оставшегося без попечения родителей, например с момента внесения сведений о ребенке в журнал первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей , его законные представители отстраняются от защиты его прав и интересов. В соответствии с п. 2 ст. 123 СК РФ до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или до устройства их в специальные организации исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
———————————
См.: п. 3 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием // Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».

4. По мнению законодателя, в перечисленных случаях ребенок не должен оставаться без охраны. Эту задачу берет на себя государство в лице специализированных органов — органов опеки и попечительства, функции которых возложены на органы исполнительной власти субъекта Федерации (п. 2 комментируемой статьи).

В ч. 1 ст. 6 Закона об опеке также упоминается о том, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

В то же время Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 178-ФЗ указанная норма была дополнена правилом о том, что органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территории которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Законом об опеке, законом субъекта Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

В настоящее время в силу ч. 4 ст. 3 Закона об опеке структура исполнительных органов государственной власти субъекта Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации).

Так, например, постановлением губернатора Московской области от 17 декабря 2008 г. N 174-ПГ «О структуре исполнительных органов государственной власти Московской области, осуществляющих деятельность по опеке и попечительству в Московской области» установлено, что Министерство образования Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным в установленном порядке статусом органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, а Министерство социальной защиты населения Московской области наделено аналогичными функциями в отношении совершеннолетних. Постановлениями губернатора Иркутской области «О временных системе и структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации), временной структуре высшего исполнительного органа государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации)» и правительства Иркутской области от 1 октября 2008 г. N 2-пп было учреждено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Иногда в целях защиты интересов несовершеннолетних организуются отделы семьи и детства. В какой бы форме и под каким бы наименованием ни существовали такие организации, их задача — устройство детей, оставшихся без родительского попечения. Эта миссия возложена лишь на органы опеки и попечительства. Деятельность любых других лиц (юридических или физических) в данной области напрямую запрещена законом (п. 1 комментируемой статьи).

Источники

http://stskrf.ru/121

Права детей без попечения родителей и находящихся в организациях

Дети, которые остались без попечения родителей, как по причине их смерти, так и в случае лишения последних родительских прав, нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства.

Характеристика основных прав детей, оставшихся без обеспечения родителей

Дети, которые остались без попечения родителей, как по причине их смерти, так и в случае лишения последних родительских прав, нуждаются в особой поддержке и заботе со стороны государства. Права детей и их защита регламентированы массой нормативно-правовых актов не только национального, но и мирового значения.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Здравствуйте мне 22 мать лишена родительских прав отец умер жила в дет доме какие льготы и выплаты мне положены ?

Здравствуйте мне 22 была комната от матери я ее продала. Имею ли я право получить жильё ?

Источники

http://advokat-malov.ru/opeka-i-usynovlenie/prava-detej-bez-popecheniya-roditelej-i-nahodyashhihsya-v-organizaciyah.html

Статья 155.3 СК РФ. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на:

содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов;

причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты;

сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

2. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладают также правами, предусмотренными статьями 55 — 57 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 155.3 СК РФ

1. Дети, пребывающие в детских домах или любых иных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладают личными и имущественными правами, которые по своему содержанию во многом совпадают с правами детей, находящихся в семьях под опекой (попечительством) (см. комментарий к ст. 148 СК РФ).

Среди прав особое значение имеет право детей на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, а также право на уважение их человеческого достоинства и обеспечение их интересов. Это право конкретизируется в п. 30 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676. Согласно этому пункту воспитанники учреждения имеют гарантированное право на:

— бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами (нормы материального обеспечения воспитанников федеральных образовательных учреждений установлены Правительством РФ );

Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 659 «Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях — специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» // СЗ РФ. 2005. N 46. Ст. 4675.

— защиту своих прав и интересов;

— уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;

— удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;

— защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

— развитие своих творческих способностей и интересов;

— получение квалифицированной помощи в обучении и коррекции имеющихся проблем в развитии;

— отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

Дополнительные права определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами.

Вопросам реализации перечисленных прав детей посвящены разделы III и IV Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Профессиональная подготовка в качестве дополнительных образовательных услуг может проводиться только с согласия воспитанников, по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями и организациями (при наличии лицензии (разрешения) на данный вид деятельности). Трудовое воспитание воспитанников (также на принципе добровольности) может осуществляться в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с использованием различных форм самодеятельных объединений воспитанников (п. п. 19, 20 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Не допускаются принуждение воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях (п. 21 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

В целях гармоничного воспитания и для развития своих творческих способностей воспитанники могут посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, действующие при общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей, при иных учреждениях и организациях, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях (п. 22 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Воспитанники имеют право на бесплатное медицинское обслуживание. Медицинское обслуживание воспитанников включает: наблюдение медицинскими работниками за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием воспитанников, оказание им медицинской помощи; организацию и проведение два раза в год углубленных медицинских осмотров, профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий, оценку их эффективности; медицинский контроль за выполнением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима; осуществление контроля за качеством питания, соблюдением рационального режима учебной и внеучебной деятельности воспитанников, обеспечением санитарно-гигиенических требований в процессе трудового обучения; профессиональные рекомендации воспитанникам с учетом состояния их здоровья; работу с воспитанниками по гигиеническому воспитанию, пропаганду санитарно-просветительных знаний (п. 32 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

[2]

К имущественным правам детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относится право и на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты, предусмотренные законодательством.

Согласно п. 2 ст. 84 СК РФ, алименты, взыскиваемые с родителей на детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и в аналогичных организациях, зачисляются на счета этих организаций, где учитываются отдельно по каждому ребенку. В отличие от опекунов, попечителей, приемных родителей, которым предоставлено право расходовать всю причитающуюся детям сумму алиментов на их содержание, организации обязаны накапливать алиментные суммы в банке и могут использовать на содержание детей лишь 50% от обращения этих сумм. При оставлении ребенком такой организации сумма полученных на него алиментов и 50% дохода от их обращения зачисляются на счет, открытый на имя ребенка в отделении Сберегательного банка РФ.

Ребенку также может принадлежать право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии в связи со смертью кормильца на условиях, предусмотренных пенсионным законодательством. Если до устройства ребенка в детскую организацию пенсия, пособие или иная социальная выплата не были еще назначены или право на пенсию, пособие, выплату у несовершеннолетнего возникло в период пребывания в детском учреждении, администрация учреждения оформляет необходимые документы для их назначения.

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 августа 2005 г. N Ф08-3746/2005 // СПС «Гарант».

Законодательство устанавливает дополнительные гарантии прав ребенка на жилое помещение. За ребенком сохраняется право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением на весь период пребывания в организации для детей-сирот или детей, оставшихся без родительского попечения. Причем в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, данное право закрепляется за детьми не только на время нахождения в воспитательном учреждении, но и в последующем — на весь период пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, на период военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

При отсутствии жилого помещения ребенок имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. На основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди. Площадь предоставляемого жилого помещения должна быть не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ.

2. Дети, находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также обладают правом на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ); на защиту своих прав и интересов (ст. 56 СК РФ); на выражение собственного мнения (ст. 57 СК РФ).

Поддержание личных контактов с родителями возможно, если родители не лишены родительских прав и это не противоречит интересам ребенка, его нормальному развитию и воспитанию. Контакты родителей с ребенком допускаются с согласия администрации организации, в которой находится ребенок (ст. 75 СК РФ). В спорных случаях порядок общения между ребенком и его родителями, а также иными родственниками определяется органами опеки и попечительства.

Согласно п. 2 ст. 56 СК РФ, дети находятся под защитой закона от злоупотреблений со стороны родителей и лиц, их заменяющих. Это значит, что ребенок, который пребывает в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае нарушения его прав может самостоятельно обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд.

Источники

http://rulaws.ru/Semeynyy-kodeks/Razdel-VI/Glava-22/Statya-155.3/

Права детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей

В публикации содержатся основополагающие привилегии детей, которые остались без опеки и попечительства родителей, и меры их государственной поддержки.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей — одна из главных задач по поддержке населения страны. Именно поэтому законы в этой области постоянно совершенствуется.

К данной группе лиц можно отнести тех людей, у которых родители погибли либо были лишены родительских прав.

Права детей, оставшихся без попечения родителей - картинка 5

Права детей, оставшихся без попечения родителей

Социальную защиту детей сирот и детей, которые растут без матери и отца, берут на себя органы власти. Эти люди имеют возможность получать льготы в таких областях, как:

  • образование;
  • медицина;
  • трудовая деятельность.

Право на образование

Все граждане страны используют свою возможность на получение бесплатного школьного образования. Но дети, не имеющие родителей, обладают особыми привилегиями в отношении дальнейшего получения образования. Так, они могут обучаться в университетах, институтах и техникумах на безвозмездной основе. В то время, как другие абитуриенты зачисляются на бюджет по итогам конкурса исходя из количества таких мест, учитывая предыдущие заслуги.

Кроме того, если в процессе обучения у лица, не достигшего двадцатитрехлетнего возраста, не становится родителей, то его переводят с коммерческой формы обучения на бюджетную.

Помимо этого они могут рассчитывать на второе образование на бюджетной основе.

Помимо получения самого образования, они обеспечиваются стипендий в повышенном размере (успеваемость и другие достижения не играют роли), бесплатным проживанием в общежитии (вне очереди), льготными проездными билетами, выплатами на покупку одежды, канцтоваров, учебников и прочих необходимостей для обучения. А во время прохождения производственной либо преддипломной практики им платится стопроцентная зарплата.

Права детей, оставшихся без попечения родителей - картинка 6

Право на медицинское обслуживание

В области медицины этим детям гарантируется бесплатность услуг. Медикаменты, необходимые такому лицу, предоставляются также на безвозмездной основе. Проводимые операции осуществляются за счет денежных средств государства.

Также им даются путевки в санатории и лечебно-оздоровительные лагеря для укрепления иммунитета и здоровья в целом.

Право детей сирот на трудовую деятельность

По завершению обучения в техникуме или ВУЗе выпускники могут получать пособие в период следующих шести месяцев с момента окончания. Размер такого пособия приравнивается к среднемесячной заработной плате региона проживания этого гражданина. Для оформления такого пособия необходимо обращаться в учреждения, осуществляющие социальную поддержку граждан страны.

Работодатель в случае ликвидации своего юридического лица оплачивает курсы повышения квалификации.

Виды социальной помощи детям сиротам

Для защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, оказывается социальная помощь в таких областях как:

  • образование;
  • медицина;
  • трудоустройство;
  • приобретение жилища;
  • единовременная и ежемесячная денежная помощь.

Права детей, оставшихся без попечения родителей - картинка 7

Кому положено жилье от государства

Воплощением в жизнь прав на жилище занимаются органы муниципалитета, разрабатывающие определенные программы.

На получение жилья могут рассчитывать следующие лица из числа детей — сирот:

  • дети –сироты после 18 лет и достижения дееспособности;
  • лица, которым еще не исполнилось восемнадцать лет, но по установленным причинам они являются дееспособными;
  • лица, окончившие техникум либо ВУЗ или отслужившие срок воинской службы;
  • лица, отбывшие наказание за преступление в колониях для несовершеннолетних.

При этом, должно соблюдаться условие отсутствия жилого помещения у всех выше перечисленных лиц либо отсутствие возможности в нем находиться.

Как реализуется предоставление жилья на практике

Жилищные права детей сирот реализуются посредством представления им на условии договора найма специализируемого помещения на 5 лет. По прошествии этих лет при наличии должных оснований этот договор может продляться ещё на пять лет. Во всех остальных случаях квартира, выданная сироте, убирается из перечня специализируемого помещения и заключается бессрочный договор социального найма. Чтобы получить квартиру или иное жилое помещение необходимо подать заявку на включение его в список.

Заявление и документы

Документы должны подаваться в орган,осуществляющий опеку и попечительство, а также в орган власти муниципалитета по месту проживания. К таким документам относятся:

  • заявление установленной формы;
  • паспорт;
  • документ, являющийся подтверждением относительно регистрации (регистрация, выписка, справка);
  • свидетельство о браке и о рождении детей;
  • документ, который подтверждает факт отсутствия жилища (справка, выписка);
  • диплом, аттестат, воинский билет и т.д.;
  • справка о составе семьи.

Об очереди для сирот

Для получения жилья требуется встать в очередь из таких же категорий граждан. Список с очередью формируется заранее до исполнения 18 лет. Подать заявление должен опекун или попечитель в течение пары месяцев после четырнадцатилетия ребенка. Либо он может сделать это самостоятельно в случаях досрочного признания его дееспособности.

Права детей, оставшихся без попечения родителей - картинка 8

Льготы, пособия и другие выплаты

Сироты получают пенсию. Она делится на трудовую и социальную. Первая рассчитывается по стажу работы одного из родителей, а вторая устанавливается правительством региона.

Если отец и мать лишены своих прав в отношении ребенка, то по решению суда назначаются алименты.

Органами власти на местах также назначаются выплаты. Так, например, для граждан Москвы, относящихся к этой группе, установлена разовая материальная помощь в размере 30000 руб., а также ежемесячная помощь в размере 10000 руб.

Многие субъекты страны представляют право безвозмездно посещать музеи, зоопарки, различные выставки, кружки и секции, зачисляться вне очереди в детские сады. Плата также не взымается.

Особенности назначения пенсии сиротам до и после 23 лет

Пенсия гражданам, росшим без матери и отца, назначается до достижения им совершеннолетнего возраста. Для студентов – очников данный возраст увеличивается до двадцати трех лет.

Величина социальной пенсии фиксированная и подлежит индексации. Для круглых сирот размер в два раза превышает размер выплаты для иждивенцев, потерявших одного из родителей.

Досрочное прекращение выплаты пенсии прекращается при приобретении официального дохода в связи с выходом на работу получателя такой пенсии.

Куда обращаться за защитой прав

Представление законных интересов лиц, росших без отца и матери,осуществляет:

  • комиссия по делам несовершеннолетних;
  • ЦСЗН;
  • учреждение образования;
  • школа – интернат;
  • детский дом семейного типа;
  • другие организации для детей сирот и детей, росших без отца и матери.

Контролирующие органы

  • орган опеки и попечительства;
  • орган по делам молодежи;
  • подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
  • другие органы либо подразделения, осуществляющие выявление детей, оставшихся без попечения родителей.

Источники

http://opekarf.ru/prava-grazhdan/prava-sirot-i-detej-bez-popecheniya

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей

Права детей, оставшихся без попечения родителей - картинка 9

Дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-сироты нуждаются в особой поддержке государства, причем в самых разных областях. О том, какие основные меры социальной поддержки предусмотрены российским законодательством для детей, оставшихся без попечения родителей, и кто должен обеспечить защиту прав детям сиротам? Об этом мы расскажем в нашей статье.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, являются представителями слабо защищенной социальной группы населения, поэтому они нуждаются в особой государственной поддержке. Права детей сирот регулируются Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12 1996 г. В соответствии с законодательным актом к категории лиц, имеющих право на получение основных мер соцподдержки, относятся:

  1. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся сиротами в результате смерти одного или обоих родителей;
  2. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате лишения последних родительских прав, ограничении их в родительских правах, признания безвестно пропавшими или недееспособными, нахождения родителей в местах лишения свободы, находящихся под стражей, в специализированных лечебных учреждениях;
  3. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате уклонения родителями от воспитания и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, отказа родителей забрать своих детей из лечебных, воспитательных, социальных и других подобных учреждений;
  4. дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет.

Отметим, что кроме мер федеральной социальной поддержки, субъекты федерации обладают правом разрабатывать и реализовывать собственные программы социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей.

Виды социальной помощи детям сиротам

Меры государственной поддержки для детей, оставшихся без попечения родителей, делятся на: материальные (обеспечение государством бесплатного проживания в учреждениях интернатного типа, одеждой, питанием, предметами обучения, определенными средствами для устройства жизни и жильем после выпуска из социального госучреждения, обеспечение бесплатным проездом во всех видах транспорта) и нематериальные (право на образование, жилищные права детей сирот, право на медицинское обслуживание, право на трудоустройство). Права детей сирот, которые находятся под опекой (или попечительством), делятся на: Личные права детей сирот:

  • право на уважение собственного достоинства;
  • право на защиту от злоупотреблений опекуном (попечителем);
  • право на воспитание в семье опекуна (попечителя) и совместное с ним проживание (после достижения подопечным 16-тилетнего возраста допускается раздельное проживание с опекуном по разрешению органов опеки и попечительства);
  • право на общение с родителями и родственниками;
  • право на выражение своего мнения при решении вопросов, касающихся его интересов, в том числе, право быть заслушанным в ходе административного или судебного разбирательства;
  • право на обеспечение необходимых условий для проживания, воспитания, образования и разностороннего развития за счет средств, выделяемых государством.

[1]

Имущественные права детей сирот:

  • право на социальные выплаты, пенсии, алименты и пособия;
  • право на сохранение права собственности на закрепленное за ним жилье;
  • право на доходы, получаемые подопечным из средств федерального фонда, а также на имущество, полученное в дар или по наследству;
  • право на внеочередное получение жилья по окончании проживания у опекунов (попечителей) в случаях отсутствия раннее закрепленного за ним жилого помещения.

Остановимся более подробно на нематериальных видах социальных гарантий.

Право детей сирот на образование

В соответствии с ФЗ №159-ФЗ дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на обучение за счет средств федерального бюджета в госучреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Законом предусмотрены следующие моменты в вопросах образования:

  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на прохождение курсов по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные учебные учреждения на бесплатной основе, при этом они должны иметь оконченное основное общее или среднее общее образование;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное получение второго начального профобразования;
  • предоставление академического отпуска в случаях медицинских показаний за данной категорией лиц полное гос.обеспечение сохраняется весь период отпуска с выплатой стипендии в полном объеме;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатный (льготный) проезд на некоторых видах транспорта;
  • дети, получающие образование в другом городе, имеют право на возмещение оплаты проезда к дому и обратно 1 раз в год;
  • выпускники в лице детей сирот, за исключением тех, кто продолжает обучение по очной форме, обеспечиваются единовременным денежным пособием, одеждой, оборудованием (либо компенсацией) за счет средств образовательного учреждения, в котором они обучались.

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения одного или обоих родителей в период обучения, зачисляются в образовательные учреждения на полное государственное обеспечение.

В свою очередь, полное государственное обеспечение предполагает бесплатное питание, бесплатное проживание в общежитии и медицинское обслуживание, бесплатная одежда и обувь, повышенная стипендия независимо от оценок, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и всех необходимых принадлежностей, а также получение в полном размере заработной платы, которая начисляется в период прохождения производственной практики. В случаях, когда возраст вышеназванных лиц достиг 23 лет в период получения профессионального образования, за ними сохраняется право на полное гос.обеспечение и дополнительные меры социальной поддержки до конца обучения.

Право детей сирот на медицинское обслуживание

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе с оперативным лечением в муниципальном лечебном учреждении или имеющим государственную аккредитацию. Кроме основных категорий, полное медицинское обслуживание включает в себя регулярные медицинские осмотры, оздоровление, предоставление бесплатных путевок в спортивно-оздоровительные лагеря, при наличии медицинских показаний предоставляются бесплатные путевки в санаторно-курортные учреждения. Кроме того, при необходимости прохождения лечения в специализированном медучреждении данной категории лиц в полном размере оплачивается проезд к месту прохождения курса лечения и обратно.

Право детей сирот на трудовую деятельность

В сфере труда дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают следующими правами:

  • право на получение пособия по безработице в период 6 месяцев в размере, равном среднему уровню заработной платы в конкретном регионе, при этом вышеназванные лица должны искать работу впервые, быть зарегистрированными в органах службы занятости и иметь статус безработного;
  • право на необходимое дополнительное профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет средств работодателя в случаях ликвидации организации, в которой работали лица из числа детей сирот и оставшихся без попечения родителей.

Права детей сирот на жилье

Право на жилье детям сиротам сохраняется за детьми, оставшимися без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста.

Источники

http://pravovedus.ru/practical-law/family/zashhita-prav-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley/

Литература

  1. Понасюк А. М. Медиация и адвокат. Новое направление адвокатской практики; Инфотропик Медиа — М., 2012. — 370 c.
  2. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов. — М.: Статут, 2014. — 368 c.
  3. Шубина, Е.Р. Испанско-русский юридический словарь / Е.Р. Шубина, Т.А. Алексеева. — М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. — 484 c.
  4. Хутыз, М.Х. Римское частное право; М.: Былина, 2011. — 170 c.
  5. Экзамен на звание адвоката. Учебно-практическое пособие; Юрайт — М., 2014. — 255 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях