Самые полезные юридические советы

Решение об отмене реорганизации процедура реорганизации прекращения юридического лица

Решение об отмене реорганизации процедура реорганизации прекращения юридического лица - картинка 1
Предлагаем ознакомится с тематической информацией в статье: "Решение об отмене реорганизации процедура реорганизации прекращения юридического лица". На все возникшие вопросы ответит онлайн-консультант.

Энциклопедия решений. Уведомление регистрирующего органа о реорганизации (отмене решения о реорганизации) юридического лица

Уведомление о реорганизации юридического лица

После принятия решения о реорганизации юридическое лицо обязано уведомить об этом:

— кредиторов путем публикаций в уполномоченном СМИ и персональных письменных уведомлений.

Уведомление регистрирующего органа

В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридическое лицо обязано письменно сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации и форме реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон о госрегистрации).

Если в реорганизации участвует более одного юридического лица, уведомление направляется лицом, последним принявшим решение о реорганизации, либо определенным решением о реорганизации, в течение трех рабочих дней после даты решения о реорганизации, принятого последним.

Неисполнение указанной обязанности в срок образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.

Функции регистрирующего органа осуществляют территориальные органы ФНС России.

Форма уведомления (N Р12003) и требования к её заполнению утверждены приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected]

К уведомлению прилагаются:

— решение о реорганизации;

— в случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц — решение о реорганизации каждого общества, участвующего в реорганизации;

— в случае представления уведомления юридическим лицом, определенным решением о реорганизации, — решение о реорганизации каждого реорганизуемого юридического лица, содержащее положения о предоставлении юридическому лицу указанных полномочий. Полномочия юридического лица также могут быть отражены в решении о реорганизации, принятом общим собранием участников реорганизуемых обществ, прилагаемом одновременно с решением о реорганизации каждого общества, принимающего участие в реорганизации.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Заявителем при представлении уведомления может быть руководитель исполнительного органа организации или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (например, управляющий) (пп. «а» п. 1.3. ст. 9 Закона о госрегистрации).

Подпись заявителя на уведомлении должна быть засвидетельствована нотариально, за исключением случаев направления электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации, постановление ФАС Московского округа от 19.01.2011 N Ф05-15223/2010).

Уведомление представляется в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, принявшего решение о реорганизации. В случае участия в реорганизации более одного юридического лица уведомление представляется в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, принявшего решение последним либо определенного решением о реорганизации.

На основании уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Внимание

С 1 января 2016 документы на государственную регистрацию могут быть направлены в регистрирующий орган в электронной форме через нотариуса (ст. 86.3 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ, абзац третий п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ).

Нотариус получает документы, выданные регистрирующим органом в электронной форме, и по просьбе заявителя выдаёт ему данные документы также в электронной форме либо на бумажных носителях с удостоверением их равнозначности электронным документам (п. 3 ст. 11 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ).

Уведомление кредиторов реорганизуемого юридического лица

Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации (абз. третий п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации).

В соответствии с п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 6 ст. 15 Закона об АО, п. 5 ст. 51 Закона об ООО, п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает уведомление о своей реорганизации в СМИ, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченным СМИ для таких публикаций является журнал «Вестник государственной регистрации» (п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/[email protected]). Подробная информация о журнале — на официальном сайте http://www.vestnik-gosreg.ru/).

Внимание

Второе уведомление может быть опубликовано не ранее дня, следующего за днем истечения месячного срока со дня публикации первого уведомления (п. 12 письма ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64).

В случае участия в реорганизации более одного юридического лица уведомление от имени всех участвующих опубликовывается последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации.

В уведомлении указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юрлице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами (см. абз. второй п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 6.1 и п. 6.2 ст. 15 Закона об АО).

В соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 60 ГК РФ законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации. Ранее Закон об ООО и Закон об АО содержали прямое указание на необходимость персонального уведомления кредиторов. Сейчас такое требование содержится в п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации.

Судебная практика по вопросу противоречива. В одних случаях, суды полагают, что юридическое лицо по-прежнему должно уведомлять своих кредиторов двумя способами: как через соответствующие органы печати, так и с обязательным направлением кредиторам письменного уведомления о реорганизации (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 18.06.2010 N Ф05-5221/10). В других случаях (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.04.2014 N Ф07-166/14) суды исходят из того, что законом, регулирующим деятельность хозяйственных обществ, предусмотрен иной порядок уведомления кредиторов, и положения п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации не применяются.

Реестр уведомлений кредиторов юридического лица и документ, подтверждающий публикацию сообщения о реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации» в регистрирующий орган в соответствии с законодательством представлять не требуется. В подписанном заявителем заявлении о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в том числе подтверждается, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации (подп. «а» п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации). Однако на практике регистрирующий орган может потребовать письменные доказательства уведомления кредиторов. Во избежание риска судебного спора рекомендуется хранить соответствующие документы.

Источники

http://base.garant.ru/58078022/

Процесс прекращения реорганизации

Процедура реорганизации, подразумевающая под собой слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование одна из самых распространенных и технически сложно осуществимых в корпоративной сфере жизнедеятельности компаний. Чего стоит признать нельзя сказать о прекращении реорганизации.

Первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», конкретизирует порядок проведения реорганизации юридическими лицами, при этом совсем без внимания законом оставлен вопрос о прекращении реорганизации.

Не редки случаи, когда действующие участники либо руководители компании принимают решение о ее реорганизации, что не всегда соответствует мнению сменяющих их лиц. И тут возникает одновременная задача и вопрос, как для юристов так и для финансистов – чем регламентировать прекращение реорганизации и какими нормами руководствоваться.

Действительно, законодательство прямо не описывает как прекратить реорганизацию, но тем нее менее при его внимательном изучении в целом производиться достаточно ясная и простая картина решения рассматриваемого вопроса.

Так, ч.1 ст. 57 ГК РФ устанавливается, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Принимая указанную норму по аналогии к рассматриваемому вопросу это означает, что и процесс прекращения реорганизации будет находиться также в компетенции лиц предусмотренных в приведенной норме, если конечно иное не предусмотрено уставом общества.

Возможность применения аналогии закона прямо предусмотрена ГК РФ, так из его ч.1 ст. 6 следует, что в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения.

Далее. Реорганизация неразрывно связана с единым государственным реестром юридических лиц, поскольку все значимые действия данного процесса подлежат регистрации, производящаяся в свою очередь на основании заявлений по утвержденным формам Федеральной налоговой службы. И здесь на помощь в выяснении вопроса приходит уведомление о начале процедуры реорганизации по форме №Р12003.

Так, на первой странице указанной формы заявления имеется графа «№1 Уведомление представлено в связи с» и в одном из двух предложенных вариантов предусматривается «принятием решения об отмене ранее принятого решения о реорганизации (решение об отмене решения о реорганизации юридического лица (юридических лиц) прилагается)».

Таким образом, для прекращения реорганизации, Вам следует оформить протокол либо решение об отмене процедуры реорганизации всеми лицами, участвующими в данной процедуре и уполномочить лицо, которое будет подавать соответствующее заявление в налоговую. В заявлении необходимо проставить галочку в соответствующей графе.

Получается, что на регистрацию в налоговую должны быть поданы протокол (решение) и заявление по форме утвержденной ФНС России. Предварительно, проекты документов рекомендуем предоставить в налоговую для устной консультации с сотрудником налогового органа, т.к. зачастую у налоговиков видение порядка регистрационных действий отличаются от мнения заявителей на этот счет. После согласования налоговой Ваших документов, следует приступать к их полному оформлению – подписывать, заверять у нотариуса и подавать в налоговую.

Юридическая компания «Миралс» оказывает полный комплекс услуг по корпоративному сопровождению юридических лиц, включая проведение и прекращение реорганизации компаний. Обращайтесь к нам за эффективным решением Ваших вопросов!

Получить бесплатную консультацию юриста написавшего статью можно позвонив по номеру:

Источники

http://mirals.ru/statya-na-temu-kak-prekratit-reorganizatsiyu

Прекращение процедуры реорганизации по инициативе общества после внесения в ЕГРЮЛ регистрирующим органом записи о том, что общество находится в процессе реорганизации

11. Прекращение процедуры реорганизации по инициативе общества после внесения в ЕГРЮЛ регистрирующим органом записи о том, что общество находится в процессе реорганизации

Основные применимые нормы:

— п. 1 ст. 60 ГК РФ;

— п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ);

— Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее — Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected]);

— письмо ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/[email protected] «По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации» (далее — письмо ФНС России от 25.01.2009 N МН-22-6/[email protected]).

После принятия решения о реорганизации общество в течение трех рабочих дней направляет в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

До вступления в силу (04.07.2013) Приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] рекомендуемая форма уведомления о начале процедуры реорганизации (форма N Р12003) была предусмотрена письмом ФНС России от 25.01.2009 N МН-22-6/[email protected]

Указанным Приказом утверждено «Уведомление о начале процедуры реорганизации» (форма N Р12003). Следует отметить, что эта форма уведомления также представляется, если обществом осуществляется смешанная реорганизация: разделение (выделение) с одновременным присоединением (слиянием). Ранее такие случаи не были предусмотрены формой, рекомендованной письмом ФНС России.

На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Обращаем внимание, что в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ в ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, внесение в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, а также иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц не допускается, если в реорганизации участвует юридическое лицо, в отношении которого принято решение о его ликвидации.

На практике возникают ситуации, когда после внесения записи в ЕГРЮЛ у общества возникает необходимость по тем или иным причинам принять решение о прекращении процедуры реорганизации (об отмене ранее принятого решения о реорганизации).

До вступления в силу Приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] (04.07.2013) применялась рекомендованная ФНС России форма уведомления регистрирующего органа о начале процедуры реорганизации. Она не предусматривала такую причину представления уведомления, как принятие решения об отмене ранее принятого решения о реорганизации. В связи с этим возникали вопросы о возможности внесения в ЕГРЮЛ этих сведений.

С 04.07.2013 формой уведомления о начале процедуры реорганизации (форма N 12003), утвержденной указанным Приказом, данное основание установлено в п. 1. Вместе с уведомлением в регистрирующий орган должно быть представлено и решение об отмене решения о реорганизации юридического лица (юридических лиц) (п. 1 уведомления).

[1]

Таким образом, с 04.07.2013 регистрирующий орган не вправе отказывать во внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении процедуры реорганизации общества.

11.1. Вывод из судебной практики: Отказ регистрирующего органа во внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении начатой процедуры реорганизации общества на основании того, что отсутствует законодательное регулирование порядка внесения соответствующих сведений, признается неправомерным (актуально до 30.06.2013).

Обращаем внимание, что до вступления в силу Приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] (04.07.2013) применялась рекомендованная ФНС России форма уведомления регистрирующего органа о начале процедуры реорганизации. Она не предусматривала такую причину представления уведомления, как принятие решения об отмене ранее принятого решения о реорганизации. В связи с этим возникали вопросы о возможности внесения в ЕГРЮЛ этих сведений.

С 04.07.2013 формой уведомления о начале процедуры реорганизации (форма N 12003), утвержденной указанным Приказом, данное основание установлено в п. 1. Вместе с уведомлением в регистрирующий орган должно быть представлено и решение об отмене решения о реорганизации юридического лица (юридических лиц) (п. 1 уведомления).

Постановление ФАС Московского округа от 17.12.2012 по делу N А40-50411/12-152-164

«…ООО «СУ-189 «Инжиниринг» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании недействительным отказа Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве от 19.03.2012 г. N 05-18/029250, выразившегося в невнесении в ЕГРЮЛ записи, касающейся статуса ООО «СУ-189 «Инжиниринг», и обязании МИФНС N 46 по г. Москве исключить запись из ЕГРЮЛ о том, что ООО «СУ-189 «Инжиниринг» находится в процессе реорганизации в форме присоединения и включить запись в ЕГРЮЛ о том, что ООО «СУ-189 «Инжиниринг» является действующим юридическим лицом.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 07.11.2011 г. в Межрайонную инспекцию ФНС N 46 по г. Москве обществом подано заявление об отмене процедуры реорганизации в форме присоединения, изменении в ЕГРЮЛ в положение «Сведения о состоянии юридического лица» статуса «Юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме присоединения» на статус «Действующее» (исх. N 08/СУ189 от 07.11.2011 г.).

К данному заявлению было приложено Решение единственного участника общества N 4 от 07.11.2011 г. о прекращении процесса реорганизации в форме присоединения к ООО «СУ-189 «Инжиниринг» следующих юридических лиц: ООО «АКТ», ООО «КСТ-1, ООО Фирма «КАН-Л».

Письмом от 19.03.2012 г. исх. N 05-18/029250 МИФНС России N 46 по г. Москве отказала в удовлетворении указанного заявления.

При этом отказ был обоснован отсутствием законодательного регулирования процедуры приостановления процесса государственной регистрации юридического лица, при предоставлении в регистрирующий орган соответствующих документов, а также процедуры отмены регистрирующим органом решений о государственной регистрации юридических лиц, в том числе признания регистрационных записей в ЕГРЮЛ недействительными в административном порядке.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

В соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации) отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом о регистрации необходимых для государственной регистрации документов.

[2]

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ограниченно в правах лишь в случае и порядке, предусмотренном законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

Регистрирующий орган в установленный срок не осуществил государственную регистрацию на основании представленного обществом заявления, сославшись при этом на отсутствие в действующем законодательстве РФ о государственной регистрации юридических лиц правового регулирования процедуры прекращения процесса реорганизации.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

На основании п. 1 ст. 13.1 Закона о регистрации юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры его реорганизации, в том числе, о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации.

На основании такого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

Действующее законодательство не предусматривает, что начавшаяся реорганизация юридического лица носит необратимый характер и должна быть непременно завершена.

Согласно статье 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — Закон о государственной регистрации) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Кроме того, изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.

Действующее законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусматривает возможности восстановления предыдущих записей и исключение записей из реестра.

В силу статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты по требованиям об обязании совершить определенные действия, должны быть исполнимыми.

Источники

http://barton.ru/arhiv-novostej/prekrashhenie-procedury-reorganizacii-ooo/

Присоединение отменяется

Два юридических лица решили отменить ранее принятое решение о присоединении. Каким образом можно это осуществить? О порядке прекращения процедуры реорганизации рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Надежда Верхова и Алексей Александров.

В 2009 году 2 юридических лица (ООО) начали процедуру реорганизации в форме присоединения — уведомили ИФНС, опубликовали соответствующие сообщения. В настоящее время они существуют обособленно, то есть процесс реорганизации приостановлен за ненадобностью. Как прекратить процедуру реорганизации?

В соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) присоединение является одним из способов реорганизации юридического лица, осуществляемой по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Процедура реорганизации, согласно законодательству РФ, состоит из нескольких последовательных действий, в том числе связанных с представлением документов в регистрирующий орган для внесения записей в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).

Статья 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) возлагает на юридическое лицо обязанность в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

В силу п. 5 ст. 16 Закона N 129-ФЗ реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

До момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого общества, оно и общество, к которому осуществляется присоединение, сохраняют свою правоспособность, которая для каждого из обществ в силу п. 3 ст. 49 ГК РФ прекращается лишь в момент внесения записи о прекращении деятельности присоединяемого общества в ЕГРЮЛ. Следовательно, до этого момента сохраняют свои полномочия органы юридического лица, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (п. 1 ст. 53 ГК РФ).

Решение о реорганизации в форме присоединения принимается общим собранием участников или единственным участником каждого общества (п. 2 ст. 53, ст. 39 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее — Закон об ООО). Поэтому полагаем, что аналогичным образом общее собрание участников (единственный участник) каждого их обществ вправе принять решение и об отмене ранее принятого решения о присоединении, представив соответствующие сведения в регистрирующий орган.

Записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации (п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ), а заявления, уведомления или сообщения представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной ФНС России (п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). Форма же уведомления или сообщения об отмене процедуры реорганизации, как и порядок ее рассмотрения, Федеральной налоговой службой не установлены (отметим, что приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] утверждена новая форма Уведомления о начале процедуры реорганизации (форма N Р12003), в которой среди оснований подачи уведомления указано: принятие решения об отмене ранее принятого решения о реорганизации (решение об отмене решения о реорганизации юридического лица (юридических лиц) прилагается). Данный приказ вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившим силу Постановления N 439, но на сегодняшний день подобное постановление не принято). Поэтому на практике регистрирующие органы нередко отказывают во внесении записи в ЕГРЮЛ об отмене процесса реорганизации.

Такой подход регистрирующих органов нельзя признать законным. Решение о реорганизации принимается учредителем (уполномоченным органом) юридического лица. Регистрирующий орган лишь фиксирует принятое решение путем внесения записи в ЕГРЮЛ. То же должно относиться и к любым решениям, принимаемым в ходе реорганизации. Соответственно, возможность отмены реорганизации не может быть поставлена в зависимость от усмотрения регистрирующего органа. Она становится фактом с момента принятия такого решения учредителем (уполномоченным органом) юридического лица. И с этого момента содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, перестают быть достоверными. К тому же наличие в ЕГРЮЛ сведений о нахождении общества в стадии реорганизации непосредственно затрагивает его права, например, предоставляет кредиторам право требовать досрочного исполнения реорганизуемым обществом своих обязательств, а при невозможности их исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (п. 5 ст. 51 Закона об ООО).

Отсутствие утвержденной формы сообщения или уведомления об отмене процедуры реорганизации не должно быть препятствием для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Более того, в силу п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений о том, что оно находится в процессе реорганизации (пп. «т» п.1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ), обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

В судебной практике в большинстве случаев подтверждается вывод о возможности отмены реорганизации с внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ и, соответственно, о незаконности отказа или уклонения от внесения такой записи со стороны регистрирующего органа (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 11.10.2010 по делу N А55-5733/2010, ФАС Московского округа от 05.07.2010 N КГ-А40/6705-10 по делу N А40-157840/09-139-1090, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2010 N 07АП-4060/10, Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2010 N 09АП-26953/2010, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 N 19АП-1201/11).

В отдельных случаях суды признают правомерным отказ регистрирующего органа во внесении в ЕГРЮЛ изменений в связи с отменой решения о реорганизации на том основании, что такая возможность не предусмотрена Законом N 129-ФЗ (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.09.2010 по делу N А75-3251/2010, Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 N 09АП-7929/11). В то же время из приведенных судебных актов не следует, что соответствующие изменения в принципе не могут быть внесены в ЕГРЮЛ (например, в последнем из приведенных постановлений указывается на то, что заявитель избрал неверный способ нарушенного, по его мнению, права).

Так как форма уведомления об отмене процедуры реорганизации и перечень документов, необходимых для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, законодательством не предусмотрены, полагаем, что в случае отмены ранее принятого решения о реорганизации целесообразно руководствоваться разъяснениями ФНС России о порядке, применяемом при отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (письмо ФНС России от 27.05.2005 N ЧД-6-09/439). В этом случае в регистрирующий орган следует представить от имени каждого из обществ:

— заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма N Р14001, утвержденная постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439). Заметим, что ФНС России, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ, рекомендовала до утверждения в установленном порядке новых форм соответствующих заявлений использовать форму заявления N Р14001, размещенную на официальном сайте налогового ведомства (п. 9 письма ФНС России от 25.06.2009 N МН-22-6/[email protected]);

— заверенную копию решения об отмене решения о реорганизации юридического лица (как показывает судебная практика, в регистрирующий орган могут быть также представлены документы, подтверждающие расторжение договора о присоединении (смотрите, например, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2012 N 17АП-12350/11, Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2011 N 05АП-2180/11, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011 N 13АП-527/11)).

Указанные документы, по нашему мнению, могут являться основанием для изменения налоговым органом ранее внесенных в ЕГРЮЛ сведений о том, что общества находятся в процессе реорганизации.

Кроме того, полагаем, что с целью информирования кредиторов об отмене процедуры присоединения реорганизуемые общества вправе опубликовать соответствующую информацию в «Вестнике государственной регистрации» (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 01.03.2011 N КГ-А40/385-11, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 N 08АП-4318/12).

Источники

http://www.kommersant.ru/doc/2047953

Реорганизация юридических лиц: общие положения

Реорганизация юридических лиц — это способ прекращения юридического лица без прекращения его прав и обязанностей. Юридическое лицо перестает существовать, но одновременно с этим его права и обязанности в полном объеме переходят к иному юридическому лицу, уже существующему на момент реорганизации или созданному в результате такой реорганизации.

В этом состоит основное отличие реорганизации от ликвидации юридического лица:

при ликвидации права и обязанности организации прекращаются и в порядке универсального правопреемства не переходят, а оставшееся после ликвидации имущество распределяется между учредителями. При реорганизации права и обязанности, а также имущество реорганизуемого юридического лица переходят к правопреемникам.

В каких формах может быть проведена реорганизация?

Кто принимает решение о реорганизации?

Кроме того, в установленных законом случаях, реорганизация в форме разделения или выделения осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Такие случаи предусмотрены, например, законодательством о защите конкуренции — в частности, антимонопольный орган вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации или реорганизации коммерческой организации, занимающей доминирующее положение на рынке, в связи с систематическим осуществлением ею монополистической деятельности.

[3]

Также, согласно ГК РФ, законом могут быть установлены случаи, когда реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования требует согласия уполномоченных государственных органов. В настоящее время такой случай установлен опять же законом о защите конкуренции – например, слияние организаций, общая стоимость активов которых превышает определенный размер, требует предварительного согласия антимонопольного органа.

В каком порядке проводится реорганизация по решению суда?

Согласно пункту 2 статьи 57 ГК РФ, принудительная реорганизация юридического лица включает следующие этапы:

  1. Уполномоченный государственный орган, по решению которого может проводиться принудительная реорганизация, выносит решение о такой реорганизации и устанавливает срок для её проведения.
  2. Если в вышеуказанный срок учредители не проведут реорганизацию – государственный орган обращается в суд с соответствующим иском.
  3. Суд по иску о реорганизации назначает арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию.
  4. Арбитражный управляющий составляет документы о реорганизации (в том числе передаточный акт) и передает их на рассмотрение суда. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

Источники

http://www.klerk.ru/law/articles/451072/

Литература

  1. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.
  2. Адвокатская деятельность и адвокатура в России. Часть 2. Особенная часть, специализация / ред. И.Л. Трунов. — М.: Эксмо, 2016. — 864 c.
  3. История и методология юридической науки. — М.: ИВЭСЭП, 2014. — 564 c.
  4. Юсуфов, А.Г. История и методология биологии. Учебное пособие для ВУЗов / А.Г. Юсуфов. — М.: Высшая школа, 2011. — 107 c.
  5. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях