Самые полезные юридические советы

Следственные действия по делам о дтп

Следственные действия по делам о дтп - картинка 1
Предлагаем ознакомится с тематической информацией в статье: "Следственные действия по делам о дтп". На все возникшие вопросы ответит онлайн-консультант.

Тактика отдельных следственных действий при расследовании ДТП

Осмотр места происшествия

До выезда на место происшествия следует позаботиться об оказании помощи пострадавшим, подготовке технических средств осмотра, приглашении необходимых специалистов (судебного медика, криминалиста, автотехника и т.п.), охране места происшествия. При организации осмотра места происшествия следует иметь в виду, что имеющиеся следы могут быть уничтожены погодными факторами, участниками дорожного движения, заинтересованными лицами. Поэтому движение следует полностью или частично перекрыть, место происшествия оцепить, неустойчивые следы накрыть, избегая соприкосновения с их поверхностью.

На стадии общего осмотра с учётом показаний очевидцев нужно определить границы осмотра и его порядок. Рекомендуется начинать осмотр с участка, на котором находилось транспортное средство непосредственно перед появлением факторов, создавших аварийную ситуацию. Если выявить эту точку невозможно, то начинать следует от места наезда, столкновения и т.п. В процессе детального осмотра устанавливаются взаимное расположение объектов, следов, их состояние. По ходу осмотра производятся необходимые измерения.

Важным элементом следственного действия является осмотр следов транспортного средства. При осмотре следов колёс измеряется длина следа (отдельно качения, скольжения и т.п.), в случае, если автомобиль крылся необходимо измерить ширину колеи, длину колеса и по возможности – базу автомобиля. Следы описываются в протоколе, фотографируются, с них изготавливаются слепки, зарисовки.

Если происшествие окончилось смертью пострадавшего, то осмотр места происшествия включает в себя осмотр трупа. При этом фиксируется его положение по отношению к предметам обстановки, транспортному средству, поза, состояние одежды, телесные повреждения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Осмотр транспортного средства является важным элементом ОМП. Желательно, чтобы данный осмотр проводился с участием специалиста – автотехника. При осмотре фиксируется тип, марка, номерной знак автомобиля. Важно обнаружить и зафиксировать все видимые повреждения. Осуществляется тщательный поиск следов, появившихся в процессе ДТП – кровь, волосы, частицы мозгового вещества, волокна ткани от одежды потерпевшего, частицы покрытия объектов, с которыми контактировало транспортное средство, в том числе следы лакокрасочного покрытия другого автомобиля (при столкновении). Как правило, осмотр начинают с той части транспортного средства, которая находилась в контакте с другими объектами (чаще это передняя часть автомобиля).

При осмотре кабина фиксируется положение переключателей источников освещения, указателей поворота, ручного тормоза, рычага переключения скоростей. Осуществляется поиск следов рук, ног, микрочастиц с одежды водителя и пассажиров, их волос и крови, особенно если есть основания полагать, что водитель и пассажиры также получили повреждения.

В качестве приложения к протоколу осмотра места происшествия составляются планы и схемы.

В качестве свидетелей по делам о ДТП могут выступать очевидцы события, знакомые и родственники потерпевших, сослуживцы водителя – профессионала, сотрудники милиции, первыми прибывшие на место происшествия, медицинские работки, оказывавшие помощь пострадавшим.

Основное внимание необходимо обратить на допрос очевидцев, поскольку их показания, как правило, наиболее объективны. Следует выявить максимальное количество очевидцев прямо на месте происшествия. Свидетелями могут оказаться водители и пассажиры транспортных средств, находящиеся на дороге во время ДТП, пешеходы, местные жители. Очевидцы могут быть установлены и с помощью средств массовой информации. Как показывает практика, в тех случаях, когда очевидцы сами приходят к следователю через некоторое время после ДТП, то, как правило, ими оказываются люди, пришедшие по просьбе заинтересованной стороны с целью дать искажённые показания. Чаще всего, данные «очевидцы» вообще отсутствовали на месте происшествия. При подозрении на сговор с кем-либо из заинтересованных лиц, показания должны проверяться особенно тщательно.

Неблагоприятное воздействие на показание очевидцев могут оказать быстротечность и эмоциональность события, поэтому при допросе целесообразно применять приёмы, направленные на активизацию мыслительных процессов и памяти. Этому способствую предъявление схемы и фотографий с места происшествия, допрос на месте происшествия.

При допросе очевидцев необходимо выяснить вопросы о взаимном положении транспорта и препятствий на дороге, каким образом участники происшествия реагировали на возникшую аварийную ситуацию (подавались ли звуковые сигналы, производилось ли торможение, снижалась ли скорость, изменялось ли направление движения и т.п.), о положении объектов после аварии. Если в происшествии участвовал пешеход, нужно выяснить, в каком месте и когда он появился на дороге, куда направлялся, где произошёл контакт с транспортом, где оказался пешеход после наезда. Очевидцы могут не только рассказать, но и показать, где какие события происходили. В этом случае целесообразно произвести проверку и уточнение показаний на месте.

Знакомые и родственники пострадавших допрашиваются о том, с какой целью, куда и в каком состоянии направлялся пострадавший, каково было его здоровье, не страдал ли он физическими и психическими недостатками.

От сослуживцев водителя могут быть получены сведения о его личности, деловых и моральных качествах, уровне профессионализма, добросовестности, состоянии транспортного средства перед выездом и т.п.

Медицинские работники оказывавшие помощь пострадавшим допрашиваются о состоянии потерпевшего, его положении к моменту их прибытия, о том, не говорил ли он что-либо. Особенно важной данная информация может оказаться в случае смерти потерпевшего.

Работников милиции, которые первыми прибыли на место происшествия необходимо допросить о первоначальной обстановке происшествия, о том какие изменения и с какой целью вносились и т.п.

Судебно-медицинское освидетельствование подозреваемого

[1]

Данное действие производится с целью установления алкогольного или наркотического опьянения водителя или пешехода. Производится освидетельствование в психоневрологических диспансерах, поликлиниках, больницах, амбулаториях, а при их отсутствии в обычных лечебных заведениях. В процессе освидетельствования устанавливается сам факт употребления алкоголя или наркотических средств, их количество, давность употребления, степень опьянения. При этом используется осмотр, экспресс тесты, также у подозреваемого могут быть отобраны образцы крови и мочи для их биохимического исследования.

Допрос подозреваемого и обвиняемого

Содержание допроса подозреваемого и обвиняемого диктуется предметом доказывания, то есть, при допросе последовательно должны быть выяснены все обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу. Тактика допроса зависит от позиции, занятой допрашиваемым. В большинстве случаев, обвиняемые склонны к даче правдивых показаний, однако стремятся облегчить свою участь, ссылаясь на различные обстоятельства: плохое состояние дорожного покрытия, ухудшенную видимость, нарушения со стороны потерпевшего и т.п. Если подозреваемый или обвиняемый даёт правдивые показания, не следует «успокаиваться», так как по прошествии какого-то времени, при обнаружении неполноты расследования он может изменить свою позицию. Вся тактика допроса и последующие действия должны быть направлены на подтверждение информации, полученной от подозреваемого, в первую очередь, путём приобщения к делу объективных доказательств.

Если обвиняемый не признаёт вину, при его допросе следует использовать приёмы, основанные на эмоциональном воздействии, обращении к его лучшим личностным качествам, обострении чувства сострадания к потерпевшему и его родственникам. Когда данные приёмы оказываются бесполезными, необходимо приступить к разоблачению лжи путём предъявления собранных доказательств и других приёмов, уместных в данной ситуации.

Особенности назначения экспертиз

[3]

Судебно-медицинская экспертиза в настоящее время назначается по всем делам о ДТП, поскольку состав преступления предусматривает только те случаи, когда авария влечёт за собой гибель людей или причинение вреда их здоровью – тяжкого или средней тяжести. На разрешение данной экспертизы ставятся следующие вопросы:

  1. Какова причина и время наступления смерти?
  2. Каково количество, характер, локализация, степень тяжести и механизм образования повреждений на теле пострадавшего?
  3. Какие повреждения образовались во время аварии, а какие до неё?
  4. В каком положении находился пострадавший во время наезда?
  5. Носят ли повреждения прижизненный или посмертный характер?
  6. Какое или какие повреждения привели к смерти пострадавшего?
  7. Не страдал ли пострадавший какими-либо заболеваниями на момент аварии?
  8. Не находился ли пострадавший в состоянии алкогольного или наркотического опьянения либо под воздействием сильнодействующих средств?

В большинстве случаев для выяснения обстоятельств дорожного происшествия необходимо проведение автотехнической экспертизы. На её разрешение как правило, ставятся следующие вопросы:

  1. Какие повреждения имеются на транспортном средстве, когда они образовались в процессе аварии или до неё?
  2. Каков механизм образования данных повреждений?
  3. С какой скоростью двигалось транспортное средство перед происшествием?
  4. Имел ли водитель возможность при данных условиях видимости, состоянии дорожного покрытия, скорости движения предотвратить происшествие путём торможения?
  5. Какие обстоятельства, связанные с техническим состоянием транспортного средства и дорожной обстановкой способствовали ДТП?

В распоряжение экспертов, кроме транспортных средств и вещественных доказательств предоставляются материалы уголовного дела: протоколы осмотра места происшествия, вещественных доказательств, допросов очевидцев и других свидетелей, заключение судебно-медицинской экспертизы, фото и видео материалы. Часто эксперту необходимо самому – осмотреть место происшествия.

Для исследования частиц смазки, топлива, лакокрасочного покрытия и т.п. может назначаться криминалистическая экспертиза материалов веществ и изделий (КЭМВИ). Эта же экспертиза проводится в целях исследования волокон, обнаруженных на деталях транспортного средства и произошедших от одежды потерпевшего.

Из криминалистических экспертиз наиболее часто назначается трасологическая экспертиза для идентификации транспортного средства, установления целого по частям (при исследовании осколков стеклянных элементов транспортного средства), направления движения транспортного средства, идентификации подозреваемого по следам рук и т.п.

В некоторых случаях могут быть назначены комплексные экспертизы: медико-криминалистическая, автотехническая и судебно-медицинская.

Следственный эксперимент является достаточно распространённым следственным действием при расследовании данной категории уголовных дел. Проводится он чаще всего для определения границ видимости с мета водителя, установления возможности слышать звуковые сигналы, шум движущегося транспорта с определённого места или конкретным лицом, для определения возможности заноса транспортного средства, ослепления водителя светом фар встречного транспорта, возможности образования отдельных видов следов при определённом положении транспорта и препятствий и т.п.

При проведении следственного эксперимента следует стремиться с наиболее точному воспроизведению обстановки и условий происшествия. В то же время необходимо принять меры строжайшего обеспечения безопасности участников эксперимента и окружающих граждан. Участок дороги, где проводится эксперимент должен быть надёжно ограждён и охраняем. Опыты должны планироваться так, чтобы не причинить вреда участникам эксперимента. С этой целью в ряде случаев следует пригласить специалиста, который поможет произвести необходимые расчёты и консультации.

Особенности методики расследования преступлений против безопасности и эксплуатации автотранспорта обуславливаются неосторожной формой вины субъектов преступления. Криминалистическая характеристика отличается наличием таких элементов, как виды и механизм ДТП, а также особенностями личности виновного. Программа действий следователя включает в себя действия, обязательные для любой следственной ситуации (осмотры места происшествия и транспортных средств, назначение судебных экспертиз, освидетельствования, допросы участников ДТП и очевидцев). В усложненных ситуациях производятся действия по розыску водителя и транспортного средства, назначаются комплексные судебные экспертизы, проводятся очные ставки.

Источники

http://student-servis.ru/spravochnik/taktika-otdelnyh-sledstvennyh-dejstvij-pri-rassledovanii-dtp/

Типичные ситуации и программа действий следователя на первоначальном этапе расследования ДТП

По делам о ДТП на первоначальном этапе расследования выделяют три типичные ситуации:

  • 1) водитель и транспортное средство находятся на месте происшествия;
  • 2) водитель вместе с транспортным средством скрылся с места происшествия;
  • 3) транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся.

Самой распространенной является первая ситуация, когда и водитель, и транспортное средство находятся на месте ДТП. Следует учесть, что в данной ситуации не имеет значения, находится водитель непосредственно на месте происшествия или направлен в лечебное учреждение либо в ОВД: главное – его личность установлена и место его нахождения достоверно известно. Основной задачей в данной ситуации является установление всех обстоятельств ДТП и виновности конкретных участников.

Наиболее характерными для этой ситуации являются следующие следственные действия: осмотр места происшествия (включая осмотр транспортного средства и, если есть жертвы, трупа); допросы свидетелей ДТП; освидетельствование водителя и потерпевшего с целью установления алкогольного и наркотического опьянения; допрос водителя; допрос потерпевшего; назначение судебных экспертиз.

Вторая ситуация – когда ни водителя, ни транспортного средства на месте происшествия нет (есть лишь информация о самом событии и его последствиях). Основная задача в таком случае – установление и обнаружение как транспортного средства, так и его водителя. Для этого проводятся: осмотр места происшествия; допросы свидетелей, потерпевшего; медицинское освидетельствование потерпевшего на предмет установления алкогольного или наркотического опьянения; назначение судебных экспертиз, а также дается поручение органам дознания производства соответствующих ОРМ.

Для третьей ситуации, когда транспортное средство находится на месте происшествия, а водитель скрылся, характерны те же следственные действия (в ходе осмотра места происшествия проводится также осмотр транспортного средства). Поскольку водители, совершившие ДТП, нередко делают ложные заявления об угоне транспортного средства, таким образом создавая себе ложное алиби на это время, основная задача расследования в данной ситуации – разоблачение виновного путем проведения как следственных действий, так и ОРМ, которые поручаются органам дознания.

Экспертизы по делам о дорожно-транспортных происшествиях

Из числа судебных экспертиз, назначаемых при расследовании ДТП, наиболее характерными являются: судебно-автотехническая (дорожно-транспортная), судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств (биологическая), трасологическая, судебная экспертиза веществ, материалов и изделий. Могут также назначаться комплексные экспертизы (медико-автотехническая, медико-криминалистическая, трасолого-автогехническая) и другие в зависимости от конкретных обстоятельств.

В ходе проведения судебно-автотехнической (дорожно-транспортной) экспертизы выясняются следующие обстоятельства: какие повреждения имеются на транспортном средстве; когда и в результате чего они образовались – до ДТП, после или в момент ДТП; с какой скоростью двигалось транспортное средство до наезда (столкновения); с какой скоростью двигался пешеход; на каком расстоянии находилось транспортное средство по отношению к пешеходу (другому транспортному средству, препятствию) на различных этапах события (в момент нахождения пешехода на обочине, проезжей части, в пределах зоны видимости и т.п.); каков тормозной и остановочный путь транспортного средства; была ли техническая возможность предотвратить происшествие; какова непосредственная техническая причина происшествия; какие обстоятельства способствовали ДТП.

На разрешение судебно-медицинской экспертизы чаще всего выносятся следующие вопросы: какие повреждения имеются на теле потерпевшего; каковы их характер, расположение, механизм образования, последовательность нанесения; какие повреждения явились непосредственной причиной смерти потерпевшего; когда причинены повреждения; когда наступила смерть; явились ли повреждения результатом ДТП, и если да, то каков механизм их происхождения (удар, переезд, сдавливание и т.п.); в каком положении находился потерпевший в момент нанесения ему повреждения; какими частями транспортного средства могли быть нанесены повреждения; с какой скоростью двигалось транспортное средство; принимал ли потерпевший незадолго до смерти алкоголь, наркотические средства; если да, то в каком количестве; имелись ли у потерпевшего физические недостатки (дефекты зрения, слуха); какова его группа крови.

При обнаружении на транспортном средстве, дорожном покрытии различных веществ биологического происхождения (кровь, волосы) появляется необходимость в проведении судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств (биологической), в ходе которой решаются следующие вопросы: не является ли обнаруженное на месте происшествия вещество веществом организма человека; если да, то каким именно; к какой группе и типу оно относится; какова региональная природа вещества (из какой части тела оно происходит); какова давность происхождения данного следа; может ли это вещество принадлежать потерпевшему и т.п.

Объектами исследования трасологической экспертизы по делам о ДТП являются следы транспортного средства, оставленные на дорожном покрытии и препятствии, а также предметы и их части, отделившиеся от транспортного средства, и следы от препятствия на самом транспортном средстве. Так, при обнаружении на дорожном покрытии следов шин транспорта наиболее распространенными вопросами являются следующие: какой моделью шин оставлены следы на месте происшествия; на каких транспортных средствах устанавливаются шины данной модели; транспортным средством какого типа (модели) оставлены следы; не оставлены ли следы шин конкретным транспортным средством; если да, то каким колесом (колесами).

При обнаружении осколков стекла, частей кузова, одежды проводится трасологическая экспертиза для установления целого по частям.

При оставлении места происшествия водителем, если транспортное средство находится на месте ДТП, возникает необходимость в проведении дактилоскопической экспертизы с целью исследования следов пальцев рук, оставленных на различных механизмах, предметах транспортного средства (рулевое колесо, рычаг переключения скоростей, ручка двери, стеклоподъемника и т.п.). При этом основной вопрос таков: не оставлены ли следы пальцев рук конкретным лицом.

Для установления однородности того или иного вещества, обнаруженного на месте происшествия, транспортном средстве, потерпевшем, проводится судебная экспертиза веществ, материалов и изделий (ГСМ, лакокрасочных покрытий, жидких и сыпучих грузов).

Источники

http://studme.org/34301/pravo/tipichnye_situatsii_programma_deystviy_sledovatelya_pervonachalnom_etape_rassledovaniya_dtp

Методика расследования дорожно-транспортных происшествий (стр. 2 из 5)

Своеобразие криминального поведения, механизма и обста­новки ДТП в определенной мере зависит от личностных качеств правонарушителей. Без соответствующей информации о них (со­циально-психологической, эмоциональной; волевой, интеллекту­альной, профессиональной и т.д.) немыслимо разобраться в сущ­ности ДТП. Выявление этих свойств личности во многом позво­ляет правильнее оценить другие элементы криминалистической характеристики ДТП. Вместе с тем их должная оценка невозможна без учета особенностей средств преступления (транспортных средств), представляющих собой следообразующие объекты. Они, как и личность, обладают индивидуальными признаками и яв­ляются носителями информации, имеющей доказательственный характер.

Все элементы криминалистической характеристики данных преступлений определенным образом взаимосвязаны между со­бой. Если обстановка ДТП во многом формируется под воздейст­вием окружающей среды, особенностей дороги, технического со­стояния транспортных средств, личностных свойств участников и при этом между ними имеются обратные связи, то механизм происшествия формируется под воздействием всех элементов кри­миналистической характеристики. [1]

При расследовании уголовных дел о преступных нарушениях правил безопасности дорожного движения необходимо установить следующие обстоятельства:

1) в нарушении каких правил дорожного движения вырази­лись действия виновного, повлекшие общественно опасные пос­ледствия. Надо иметь в виду, что для эксплуатации отдельных категорий машин (в особых условиях) издаются специальные на­ставления по автомобильной службе;

[2]

2) где, когда, каким образом и при каких обстоятельствах про­изошло ДТП;

3) какие последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного ущерба);

4) наличие причинно-следственной связи между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и на­ступившими последствиями;

5) какова форма вины каждого участника (преступная небреж­ность, преступное легкомыслие или умысел);

6) кто виноват в совершении преступных нарушений пра­вил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Субъек­том преступления может быть только вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, управляющее транспортным средством, не­зависимо от наличия права на такую деятельность;

7) какие обстоятельства способствовали совершению ДТП. При установлении причин и способствующих условий следователь дол­жен принять меры к их устранению в процессе расследования или после него.

Перечисленные обстоятельства не являются исчерпывающи­ми. При расследовании встречаются и другие вопросы, решение которых в каждом случае зависит от конкретных особенностей ДТП. [2]

2. Типовые ситуации, возникающие при ДТП и планирование расследования

Лица, совершившие ДТП, в основном действуют по неосторож­ности, хотя известны случаи умышленного совершения ДТП для сокрытия следов другого преступления либо маскировки другого преступления под ДТП.

Практическая деятельность по расследованию ДТП позволила сформировать типовые ситуации, а на их основе выдвинуть ряд ти­повых следственных версий. По делам о любых видах ДТП типовыми ситуациями и следственными версиями являются следующие:

1) обстановка на месте происшествия зафиксирована без су­щественных изменений, водитель известен (он и транспортное средство находятся на месте происшествия). Следственные версии в такой наиболее распространенной ситуации следующие: а) про­исшествие возникло в результате нарушения правил дорожного движения водителем (неправильный расчет минимального оста­новочного пути при различных скоростях движения и состояния проезжей части и др.); б) происшествие возникло в результате гру­бого нарушения правил дорожного движения пешеходом (внезап­ный выход из неосвещенной зоны дороги и др.); в) происшествие возникло в результате выпуска в эксплуатацию заведомо техни­чески неисправных средств лицом, ответственным за безопасную работу транспорта (например, с дефектом ходовой системы, тор­мозной части и др.); г) происшествие возникло в результате не­преодолимой силы природы (обвал, землятресение и т.д.), а также случайного стечения обстоятельств, не охватывающихся предви­дением участников ДТП;

2) обстановка на месте происшествия изменена его участника­ми. В данной ситуации необходимо дополнить названные версии следующей: изменение обстановки, реально характеризующей результаты ДТП, произведено с целью восстановления безопас­ности движения по транспортной артерии либо уничтожения ма­териальных следов, указывающих на виновность кого-либо из участников происшествия;

3) обстановка на месте происшествия не изменена, в ней со­хранены элементы ДТП, но водитель на автомашине скрылся с места происшествия (чаще всего эта ситуация встречается при се­рьезных вредных последствиях, либо при совершении ДТП в состоянии алкогольного или наркотического состояния, или при дюне транспортного средства). Наряду с версиями, перечисленными в первой ситуации, должны быть выдвинуты и версии о том, какое конкретное транспортное средство участвовало в ДТП и кто им управлял. В такой ситуации должна быть поставлена задача диагностирования обстоятельств происшествия, включая опреде­ление параметров транспортного средства по повреждениям и сле­дам наложения на теле и одежде жертвы;

4) обстановка, при которой в зоне дорожного движения обна­ружен труп, но нет специфических признаков ДТП. В этом случае может быть выдвинута версия о попытке инсценировки ДТП с целью сокрытия другого преступления;

5) обстановка, при которой обнаружен труп, но не на трассе движения (на обочине, в лесном массиве и т.д.), при этом комплекс повреждений на теле и следы наложения (частицы лакокрасочного покрытия, смазочных материалов и др.), следы волочения, сви­детельствуют о совершенном ДТП. Следственные версии при такой ситуации: а) произошло ДТП, замаскированное под другое пре­ступление; б) произошло иное преступление, инсценированное под ДТП. В данном случае суждения о характере смерти потерпевшего могут быть разрешены проверкой версий о давности и месте ее наступления, о механизме происшествия, о виновных в его совер­шении. В соответствии с полученной информацией о месте события и иных обстоятельствах, которые помогут ретроспективно воспро­извести картину происшедшего, а также при помощи логических приемов мышления можно установить причинную связь с рассле­дуемым преступлением.

Сложная деятельность следователя при расследовании ДТП не может быть целенаправленной, оптимизированной и эффектив­ной, если она не будет должным образом спланирована и орга­низационно упорядочена. Планирование нацелено на построение модели-схемы начавшегося и продолжавшегося расследования вплоть до его окончания. В соответствии с анализом первоначаль­но полученных фактических данных о ДТП составляется план рас­следования, в котором с учетом выдвинутых версий должна быть отражена последовательная система необходимых следственных действий, тактических операций, а в случае надобности и опера­тивно-розыскных мероприятий, направленных на розыск скрыв­шегося водителя и транспортного средства с места ДТП.

На первом месте в плане расследования следует предусмотреть необходимые следственные осмотры; установление личности по­терпевших (путем изучения документов, допросов); выявление очевидцев и иных свидетелей и их допрос, допрос водителя (во­дителей) транспортных средств, участвовавших в ДТП; судебно-медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего; на­значение и проведение необходимых экспертиз (автомеханичес­кая, судебно-медицинская, трасологическая, веществ, материалов и изделий и др.). [4]

3. Начальный этап расследования

На этом этапе надлежит тщательно продумать, какие предусмот­ренные планом расследования вопросы нуждаются в первоочеред­ном выяснении исходя из следственной ситуации.

К числу первоначальных следственных действий и оператив­но-розыскных мероприятий относятся следующие: осмотр места происшествия, осмотр транспортного средства на месте происше­ствия или в месте его обнаружения, осмотр трупа (на месте про­исшествия или в морге), осмотр документов, изъятых у водителя, медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего (по­терпевших) для установления состояния алкогольного или нар­котического опьянения (на месте происшествия в качестве пред­варительной пробы используется индикаторная трубка «Кон­троль трезвости»), изъятие и осмотр одежды потерпевшего, до­просы очевидцев и иных свидетелей, водителя. Назначается и проводится судебно-медицинская экспертиза трупа и проводится предъявление для опознания личности погибшего (если не опо­знан труп). При необходимости в число первоначальных действий могут быть включены и назначение других экспертиз (автотехническая, судебно-химическая и др.), следственный экспери­мент, проверка показаний на месте, а также розыск и задержание скрывшегося водителя либо розыск водителя и транспортного средства.

В зависимости от конкретных обстоятельств происшествия последовательность действий может быть различной, но осмотр места происшествия почти всегда предшествует всем остальным. [3]

3.1. Осмотр места происшествия

Одним из основных способов собирания доказательственной информации по делам данной категории является осмотр места происшествия. В любую погоду и любое время суток выезд на место происшествия должен быть произведен как можно быстрее, ибо дорожные происшествия чаще бывают на дорогах с интенсивным движением, нередко сопровождаются неблагоприятными метео­рологическими условиями (дождь, снег и т.д.), вследствие чего быстро и легко изменяется следовая обстановка. Вместе с тем сле­дует учитывать, что несвоевременным осмотром места происше­ствия может воспользоваться водитель транспорта, совершивший преступное нарушение правил движения для уничтожения следов происшествия, повреждения некоторых узлов машины с тем, чтобы впоследствии заявить о внезапном выходе из строя одного из них, влияющих на безопасность движения. От качества прове­дения этого следственного действия во многом зависит успех рас­следования.

Источники

http://mirznanii.com/a/25502-2/metodika-rassledovaniya-dorozhno-transportnykh-proisshestviy-2

Как происходит расследование ДТП сотрудниками ГИБДД

Опубликовано Admin

в 22.04.2018

Следственные действия по делам о дтп - картинка 5

Расследование ДТП

Куда направляются материалы по ДТП?

Материалы по ДТП, не повлекшему тяжелых послед­ствий, направляются в группу разбора ГИБДД, где после дополнительной проверки принимается решение о привле­чении участников ДТП к административной ответственно­сти.

Рассмотрение материалов об административном право­нарушении должно быть проведено в 15-дневный срок со дня их поступления в отдел ГИБДД. Обжалование постанов­ления по делу об административном правонарушении долж­но быть совершено в течение 10 дней со дня вынесения по­становления. Жалоба подается в вышестоящий орган или в суд. Решение суда является окончательным (подробнее об этом см. в главе «Водитель на дороге: права и обязанности», раздел «Ответственность водителей за нарушения Правил дорожного движения»).

В этом разделе мы подробно остановимся на расследова­нии уголовных дел, связанных с ДТП.

В случае тяжелых последствий ДТП материал поступает в орган дознания ГИБДД, который выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела либо направляет материал следователю для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Орган дознания обязан принять решение по материалам ДТП в срок не более 10 суток со дня поступ­ления в отдел ГИБДД (ст. 109 УПК РФ). При поступлении материалов к следователю последний принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела либо, при наличии признаков состава преступления, возбуждает уголовное дело по ст. 264, 265 УК РФ.

На что необходимо обратить внимание водителю при визите в ГИБДД после ДТП?

  1. После ДТП водителю рекомендуется в максимально короткий срок прибыть в ГИБДД для оформления материа­ла. Правила дорожного движения обязывают водителя в по­добных случаях проходить медосвидетельствование. Это обязанность водителя, но как быть, когда за такие услуги медицинские работники требуют денежной оплаты? Пла­тить не надо, напишите в объяснении, что от прохождения медицинского осмотра не отказывались, но оплачивать по­добного рода услуги не в состоянии. Подробнее о прохожде­нии медосмотра было рассказано выше.
  2. ГИБДД начинается с дежурной части. Именно работ­ники дежурной части выезжают по вашему звонку на место аварии, производят необходимые замеры участка дороги и оформляют материалы происшествия, чертят красивые схе- мограммы, составляют протоколы. Работа эта кропотливая и занимает значительное время: от 30 минут до 3 часов. Ис­пользуйте предоставленное время рационально: успокойте по телефону родственников, позвоните адвокату и т.п.
  3. Вам предстоит рассказать в Госинспекции о своем до­рожном происшествии. Лучший способ это сделать — пись­менно заполнить объяснение. У вас достаточно времени, чтобы успокоиться и сосредоточиться. Начните рассказ по порядку: как разворачивались события непосредственно пе­ред аварией.

Как правило, водитель замыкается на доказывании соб­ственной невиновности, не решаясь «обвинять» второго участника происшествия. Такая скромность часто вредит делу. Обязательно укажите, в чем вы видите нарушение Правил со стороны второго водителя, сошлитесь на раздел, пункт Правил дорожного движения. Это может быть: манев­рирование, неверный выбор скорости движения, нарушение правил обгона и т.д. Однако не концентрируйте излишнего внимания на скорости второго водителя, если не имеете подтверждения своих слов. Точно определить скорость мож­но тремя способами: специальным прибором (барьер); по спидометру, но для этого нужно находиться в машине рядом с водителем; по следам торможения путем математических расчетов. Определение скорости «на глаз» — дело неблаго­дарное и не будет иметь силы доказательства.

Не забудьте вписать в объяснение фамилии и адреса свидетелей происшествия. Кроме того, стоит в качестве на­глядной демонстрации схематично зарисовать, как про­изошло столкновение, с указанием стрелочками направле­ния движения и маневры автомобилей.

Что необходимо знать водителю, чтобы быть го­товым к возбуждению против него уголовного дела?

Участник дорожно-транспортного происшествия, в ре­зультате которого превратились в металлолом автомобили или тяжело травмированы либо погибли люди, должен быть готов к тому, что по факту такого ДТП будет возбуждено уголовное дело. Выяснение всех обстоятельств происше­ствия может затянуться на долгие месяцы, несмотря на то что на месте ДТП ситуация может показаться довольно ба­нальной.

Расследование этой категории уголовных дел достаточно узкая, очень специфическая область криминалистики. Дале­ко не каждый юрист грамотно ориентируется в ней.

Первый ключевой вопрос по делам такого рода — вопрос о вине человека в ДТП.

Участнику ДТП необходимо учесть в этой связи следую­щие моменты.

  1. По закону вина человека должна быть доказана с двух сторон. Во-первых, необходимо установить, что если води­тель отступил от Правил дорожного движения, то объектив­но должен был предвидеть последствия своего нарушения, то есть ДТП. Во-вторых, следует доказать, что он действи­тельно субъективно мог его предвидеть и предотвратить. В этом случае речь идет именно о конкретном человеке со всеми его психофизиологическими особенностями: быстро­той реакции, зрением, восприятием, мастерством и др.

Если установлена только одна сторона вины и не доказа­на вторая, то она не может считаться юридически доказан­ной в целом.

  1. Чтобы установить вину, необходимо точно восстано­вить картину ДТП. В реальной жизни это восстановление разбивается о многочисленные технические проблемы. За­частую не гарантируются никакие следы, которые могли бы дать опору для этого. Большинство полученных милицией данных, наспех собранных на месте ДТП, при ближайшем рассмотрении оказываются не особенно надежными. Следо­ватели же, не будучи специалистами в области безопасности движения, предпочитают не утруждать себя тщательным ис­следованием доказательств, а всецело полагаются на заклю­чения автотехнических экспертиз, считая их выводы доста­точно объективными.
  2. Тем, кто считает себя потерпевшими, не лишним было бы усвоить суровую реальность: бывают ситуации, ког­да вину того или иного участника установить невозможно по объективным причинам. Более того, несмотря на самый трагический исход ДТП, может быть установлено, что оба участника ДТП действовали в рамках Правил, а виной всему неблагоприятное стечение случайных обстоятельств, так на­зываемый юридический казус, и тому есть множество при­меров.

В такой ситуации следует понять, что дело тут не в несо­вершенстве законов или его представителей, и прекратить обращаться с бесконечными жалобами во все инстанции.

Какое решение может быть принято на основа­нии первичных материалов?

На основании первичных материалов принимается ре­шение об отказе или возбуждении уголовного дела. Дело пе­редается из ГИБДД в следственные органы МВД. Срок предварительного расследования — до 2 месяцев. Если за 2 месяца его не завершили, например из-за сложных экс­пертиз, следствие продлевается районным прокурором на 1 месяц. Дальше следствие продлевается только в исключи­тельных случаях более высоким начальством. Если в проис­шествии обвиняют вас, то желательно, чтобы вы сразу при­гласили адвоката, специализирующегося на ведении дел по автотранспортным происшествиям, особенно это необходи­мо, если нанесен очень крупный материальный ущерб или есть раненые и погибшие.

Квалифицированный адвокат поможет вам минимизи­ровать, например, сумму выплат, понести более легкое нака­зание. Если же вы пострадавший, то стоимость услуг адво­ката вам все равно потом компенсирует виноватая сторона после суда.

Что необходимо делать, если на вас завели уго­ловное дело?

Если на вас завели уголовное дело, адвоката нанимайте немедленно. Дело для ознакомления перед судом вам долж­ны предоставить в подшитом и пронумерованном виде. За­кон не ограничивает для вас время ознакомления с делом, а хороший адвокат может добиться дополнительных экспер­тиз и исследований, которые могут сыграть вам на пользу.

Я был признан виновным в ДТП, в результате ко* торого пострадали люди. Я хочу урегулировать вопрос с потерпевшими, не доводя дело до суда. Возможно ли это по закону?

Если пострадавший отделался небольшими телесными повреждениями, не приведшими к инвалидности или поте­ре здоровья, он может написать отказ от возбуждения уго­ловного дела. Для этого нужно еше согласие виновника ДТП на возмещение ущерба, оформленное в письменном виде. После реального возмещения ущерба от пострадав­шего необходимо получить расписку о получении возме­щения.

Какие действия должен предпринять потерпев­ший при ДТП?

Несомненно, что потерпевший также фигурирует в деле и не меньше обвиняемого заинтересован в исходе дела. Главный интерес потерпевшего — добиться полного возме­щения материального ущерба, причиненного ему в резуль­тате аварии. Гражданский иск может быть заявлен потерпев­шим на любой стадии предварительного расследования и до начала следствия (подробнее об этом см. в главе «Возмеще­ние вреда»).

Какие следственные действия обычно проводит следователь, расследуя дело по ДТП?

Обычно следователь считает, что водитель, причастный к ДТП, является лицом, заинтересованным в исходе дела, и дает показания в наиболее выгодном для себя свете, что­бы избежать ответственности или ее смягчить: занижает избранную им скорость движения, искажает поведение потерпевшего и т.д. Потому достоверность его показа­ний проверяют путем допроса свидетелей, потерпевшего, проведением очных ставок, назначением различных экс­пертиз.

Что надо учесть водителям, готовя к допросам свидетелей?

Допросы свидетелей имеют доказательную силу в суде, поэтому подследственному водителю, пострадавшему, их адвокату важно анализировать показания очевидцев: учиты­вать, заинтересован ли свидетель в исходе дела (родствен­ник, приятель или знакомый водителя, возможно, ехавший с ним в одной машине), выяснить, объективно ли представ­ляет себе свидетель обстановку происшествия, кто, по его мнению, является его виновником и почему, является ли очевидец сам водителем и каковы его знания правил дви­жения.

Источники

http://xn--22-mlc2ajbew2a8b7a.xn--p1ai/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D1%82%D0%BF-%D1%81%D0%BE%D1%82/

Литература

  1. Жанна, Владимировна Уманская История и методология науки. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Жанна Владимировна Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 653 c.
  2. ЛазаревВ.В. История политических и правовых учений: Уч. /В.В.Лазарев-3изд.-М.:Юр.Норма,НИЦ ИНФРА-М,2016-800с.(п) / ЛазаревВ.В.. — Москва: СИНТЕГ, 2016. — 645 c.
  3. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М.: Дело, 2013. — 528 c.
  4. Беспалов, Ю. Ф. Гражданский иск в уголовном судопроизводстве. Учебно-практическое пособие: моногр. / Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк. — М.: Проспект, 2015. — 176 c.
  5. Рассел, Джесси Академия юриспруденции — Высшая школа права «Адилет» / Джесси Рассел. — М.: VSD, 2013. — 537 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях