Самые полезные юридические советы

Содержание под стражей

Содержание под стражей - картинка 1
Предлагаем ознакомится с тематической информацией в статье: "Содержание под стражей". На все возникшие вопросы ответит онлайн-консультант.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ
«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 1998 г., 9 марта 2001 г., 31 декабря 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 15 апреля 2006 г., 5 февраля, 21, 24 июля, 30 октября 2007 г., 27 сентября 2009 г., 1 июля, 29 декабря 2010 г., 7 февраля, 5, 21 апреля, 3 декабря 2011 г., 2, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 28 июня, 22 декабря 2014 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 19 июля 2018 г., 26 июля, 1 октября, 27 декабря 2019 г.

Принят Государственной Думой 21 июня 1995 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания, см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 47

Президент Российской Федерации

Регулируется порядок и определяются условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей.

Устанавливаются права подозреваемых и обвиняемых и порядок их обеспечения, основные требования, предъявляемые к обеспечению изоляции. Определяется материальная ответственность подозреваемых и обвиняемых в случаях причинения ущерба государственному имуществу. Указываются основания освобождения из-под стражи.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением: ч. 2 ст.5, которая вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации;

пунктов 5, 11 и 16 ч. 1 ст. 17 — в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания; частей первой (в части требований гигиены и санитарии), частей 2 и 5 ст. 23 — в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах, которые вступают в силу с момента создания соответствующих условий, но не позднее 1 января 1998 года.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением норм, перечисленных в статье 52 настоящего Закона

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 20 июля 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г., N 29, ст. 2759

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 520-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 494-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

[1]

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 434-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 241-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дняофициального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 9-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 15 апреля 2006 г. N 50-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источники

http://base.garant.ru/1305540/

СОДЕРЖАНИЕ ПОД СТРАЖЕЙ

Найдено 4 определения термина СОДЕРЖАНИЕ ПОД СТРАЖЕЙ

Содержание под стражей

пребывание лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, либообвиняемого, к которому применена мера пресечения в видезаключения под стражу, в следственном изоляторе либоином месте, определяемом федеральным законом (п. 42ст. 5 УПК РФ).

Содержание под стражей

пребывание лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, либо подозреваемого, обвиняемого, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом (п. 42 ст. 5, ст. 100 УПК РФ). Сроки содержания под стражей и порядок их продления предусмотрены ст. 100, 109, 224, ч. 2 и 3 ст. 255 УПК РФ.

Содержание под стражей (задержание)

Ограничение государственной властью свободы передвижения лица, обычно при помощи принудительного заключения. Существует два типа содержания под стражей: уголовное, целью которого является наказание за совершенное преступление, и административное, гарантирующее исполнение другой административной меры (депортация, выдворение). В большинстве стран нерегулярные мигранты подвергаются административному содержанию под стражей, поскольку они нарушают иммиграционные законы и положения, что не рассматривается как преступление. Во многих государствах иностранец может быть также задержан в ожидании решения о присвоении статуса беженца, адмиссии в страну или выдворении из страны.

СОДЕРЖАНИЕ ПОД СТРАЖЕЙ

Заключенные под стражу пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан РФ с ограничениями, предусмотренными ФЗ. К числу таких ограничений отнесены правила, обеспечивающие изоляцию подозреваемых и обвиняемых, возможность личного обыска, дактилоскопирование (см. Дактилоскопия), досмотр их вещей, посылок и передач, цензуру корреспонденции и т.п. Письма, содержащие сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу, адресату не отправляются, подозреваемым и обвиняемым не вручаются.

Иностранные граждане и лица без гражданства, содержащиеся под стражей на территории РФ, несут обязанности и пользуются правами и свободами, установленными для граждан РФ, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией РФ, названным Законом и иными ФЗ, а также международными договорами РФ.

Местами С. под с. являются: а) следственные изоляторы (далее — СИЗО), входящие в уголовно-исполнительную систему Минюста РФ; б) СИЗО органов федеральной службы безопасности; в) изоляторы временного содержания (далее — ИВС) органов внутренних дел; г) ИВС Пограничных войск РФ. Для С. под с. могут использоваться учреждения, исполняющие наказания, переоборудованные для функционирования в режиме СИЗО, а также гауптвахты.

В местах С. под с. устанавливается режим, важнейшая функция которого состоит в создании необходимых правовых предпосылок, обеспечивающих успешное расследование и судебное рассмотрение уголовных дел. Он включает в себя совокупность правоограничений, применяемых к лицам, заключенным под стражу, изоляцию и надзор за ними, внутренний распорядок в СИЗО и ИВС, права и обязанности его сотрудников, а также иных лиц, находящихся на территории этих учреждений. Основным подзаконным актом, определяющим порядок реализации большинства норм ФЗ. являются Правила внутреннего распорядка, утвержденные МВД, ФСБ, Минобороны ФПС по согласованию с Генеральным прокурором РФ. Ими устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах С. под с., порядок и процедуры осуществления ими прав, предоставленных законом.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право: получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания, дисциплинарных требованиях; на личную безопасность; на свидания с защитником и родственниками; пользоваться ежедневной прогулкой не менее часа; на бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение; получать без ограничения количества посылки и денежные переводы: отправлять религиозные обряды: вести переписку; участвовать в гражданско-правовых сделках и др. С момента задержания подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником наедине. Количество и продолжительность свиданий не ограничиваются.

Предложения, заявления и жалобы лиц, содержащихся под стражей, адресованные в прокуратуру, суд и в государственные органы, обладающие правом контроля за деятельностью администрации мест С. под с., просмотру не подлежат и не позднее чем в суточный срок направляются по принадлежности. Возможность обращения с заявлениями и жалобами служит гарантией обеспечения и защиты субъективных прав подозреваемых и обвиняемых, их законных интересов. Предусмотрена ответственность должностных лиц мест С. под с. за преследование подозреваемых и обвиняемых, обратившихся с жалобами на нарушение их прав и законных интересов.

При наличии соответствующих условий администрация мест С. под с. обеспечивает подозреваемым и обвиняемым дополнительные услуги, перечень и порядок предоставления которых устанавливаются Правилами внутреннего распорядка.

На лиц, содержащихся под стражей, налагаются определенные обязанности: соблюдать порядок, установленный Правилами: выполнять законные требования администрации. За примерное выполнение обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры поощрения.

Поведение, подрывающее порядок, установленный в местах С. под с., влечет наложение взыскания: выговор, водворение в карцер (в СИЗО) или в одиночную камеру на срок до 15 суток (несовершеннолетних — до 7 суток). Взыскания налагаются начальником места С. под с. (Во время содержания в карцере существенно ограничиваются права на социальное общение, усиливается изоляция, запрещены переписка, свидания с родственниками, ежедневная прогулка ограничена 30 мин.)

При отказе подозреваемого или обвиняемого от приема пищи к нему по заключению врача применяются принудительные меры (в случаях, когда жизни этого лица угрожает опасность).

Предусмотрено привлечение (при наличии возможности) лиц, содержащихся под стражей, к труду. При этом учитываются рекомендации Минимальных стандартных правил ООН: «Подследственным заключенным всегда следует предоставлять возможность трудиться. Однако труд в обязанность не вменяется. Если такой заключенный решает работать, его труд должен оплачиваться».

Труд лиц, содержащихся под стражей, организуется только на территории СИЗО, в камерах или производственных мастерских с соблюдением требований изоляции и правил раздельного содержания. Заработная плата подозреваемых и обвиняемых после удержаний, предусмотренных законодательством, перечисляется на их лицевые счета.

Предусмотрено создание необходимых бытовых условий. Соблюдение этого требования, которое Европейская Конвенция о защите прав человека 1950 г. относит к числу обязательных, в настоящее время из-за переполнения СИЗО обеспечивается не полностью. Принятая Правительством РФ 30 ноября 1994 г. Федеральная программа строительства и реконструкции следственных изоляторов и тюрем МВД предусматривает размещение лиц, содержащихся в СИЗО, по установленным законом нормам (4 кв. м на человека).

Для беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до 3 лет, создаются улучшенные материально-бытовые условия, специализированное медицинское обслуживание, устанавливаются повышенные нормы питания и вещевого обеспечения, определяемые Правительством РФ. Не допускается ограничение продолжительности ежедневных прогулок беременных женщин и женщин с детьми, а также водворение их в карцер.

Содержащимся под стражей несовершеннолетним также создаются улучшенные материально-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания. Время прогулки им увеличивается до 2 ч.

По вступлении приговора в законную силу осужденные до отправки в исправительное учреждение размещаются отдельно, в зависимости от вида колонии (общего, строгого, особого режима), определенного судом. Так же отдельно от всех иных лиц размещаются осужденные, оставленные с их согласия в СИЗО для хозяйственного обслуживания. Они содержатся в незапираемых общих камерах на условиях, предусмотренных УИК для колоний общего режима.

Подозреваемые и обвиняемые передвигаются по территории места С. под с. под конвоем либо в сопровождении сотрудника СИЗО. В целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в местах С. под с. проводятся оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном ФЗ РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».

Для пресечения противоправных действий и преступлений со стороны подозреваемых и обвиняемых допускается применение к ним физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия. В случаях стихийных бедствий, эпидемий, крупных аварий систем жизнеобеспечения, массовых беспорядков и т.п. в местах С. под с. вводится режим особых условий на срок не более 30 суток. Вводить такой режим могут: министры внутренних дел и обороны, директор ФСБ, Главнокомандующий пограничными войсками РФ. У субъектов РФ таким правом обладают министры или начальники управлений внутренних дел. Введение режима особых условий требует согласования с Генеральным прокурором РФ или соответствующими прокурорами. Режим предполагает: ограничение или приостановление мероприятий, проводимых с участием подозреваемых и обвиняемых (допросов и других следственных действий), а также привлечения к труду, проведения свиданий; прекращение приема посылок и передач, усиление охраны и надзора, другие меры, предусмотренные законом.

Освобождение из-под стражи производится вследствие: судебного решения; прекращения уголовного дела; изменения меры пресечения: амнистии.

О смерти подозреваемого или обвиняемого администрация СИЗО извещает его близких родственников (им же выдается тело умершего), а также орган, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора. О смерти иностранных граждан, извещаются посольства соответствующих государств.

Юридическими гарантиями соблюдения прав лиц, заключенных под стражу, являются судебный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор за исполнением законов в местах С. под с.

Источники

http://determiner.ru/termin/soderzhanie-pod-strazhei.html

Статья 109 УПК РФ

  1. Содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца.
  2. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном частью третьей статьи 108 настоящего Кодекса, на срок до 6 месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту Российской Федерации, иного приравненного к нему руководителя следственного органа либо по ходатайству дознавателя в случаях, предусмотренных частью пятой статьи 223 настоящего Кодекса, с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему военного прокурора, до 12 месяцев.

(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 03.12.2007 N 323-ФЗ)

Примечание. О выявлении конституционно-правового смысла частей третьей – седьмой статьи 109 в их взаимосвязи с частью третьей статьи 237 данного документа см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 N 23-П.

  1. Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда, указанного в части третьей статьи 31 настоящего Кодекса, или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти), до 18 месяцев.

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

  1. Дальнейшее продление срока не допускается. Обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 части восьмой и частью восьмой.1 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 05.06.2012 N 53-ФЗ)

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2002 N 98-ФЗ, от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

  1. Ходатайство о продлении срока содержания под стражей должно быть представлено в суд по месту производства предварительного расследования либо месту содержания обвиняемого под стражей не позднее чем за 7 суток до его истечения. Судья не позднее чем через 5 суток со дня получения ходатайства принимает в порядке, предусмотренном частями четвертой, восьмой и одиннадцатой статьи 108 настоящего Кодекса, одно из следующих решений:

(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 58-ФЗ, от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 02.12.2008 N 226-ФЗ)

1) о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд, за исключением случая, предусмотренного частью шестой настоящей статьи;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и освобождении обвиняемого из-под стражи.

8.1. В случаях, предусмотренных частью второй.1 статьи 221 и частью второй.1 статьи 226 настоящего Кодекса, по ходатайству прокурора, возбужденному перед судом в период предварительного расследования не позднее чем за 7 суток до истечения срока домашнего ареста или срока содержания под стражей, срок домашнего ареста или срок содержания под стражей может быть продлен до 30 суток.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 05.06.2012 N 53-ФЗ)

  1. Срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд.

Примечание. О выявлении конституционно-правового смысла части десятой статьи 109 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.03.2005 N 4-П.

  1. В срок содержания под стражей также засчитывается время:

1) на которое лицо было задержано в качестве подозреваемого;

2) домашнего ареста;

3) принудительного нахождения в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, по решению суда;

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

4) в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или о выдаче его Российской Федерации в соответствии со статьей 460 настоящего Кодекса.

Примечание. О выявлении конституционно-правового смысла части одиннадцатой статьи 109 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.03.2005 N 4-П.

  1. По истечении предельного срока содержания под стражей в случаях, предусмотренных пунктом 4 части десятой настоящей статьи, и при необходимости производства предварительного расследования суд вправе продлить срок содержания лица под стражей в порядке, установленном настоящей статьей, но не более чем на 6 месяцев.

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

  1. В случае повторного заключения под стражу подозреваемого или обвиняемого по тому же уголовному делу, а также по соединенному с ним или выделенному из него уголовному делу срок содержания под стражей исчисляется с учетом времени, проведенного подозреваемым, обвиняемым под стражей ранее.
  2. Рассмотрение судом ходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в его отсутствие не допускается, за исключением случаев нахождения обвиняемого на стационарной судебно-психиатрической экспертизе и иных обстоятельств, исключающих возможность его доставления в суд, что должно быть подтверждено соответствующими документами. При этом участие защитника обвиняемого в судебном заседании является обязательным.

(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

  1. В случае, предусмотренном частью тринадцатой настоящей статьи, судья выносит постановление о рассмотрении вопроса о продлении срока содержания под стражей в отсутствие обвиняемого с указанием причин, по которым присутствие обвиняемого невозможно.

(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 04.07.2003 N 92-ФЗ)

Комментарий к статьям 109 УПК РФ

– следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;

– изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;

– изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых Пограничных войск Российской Федерации;

– в особых, определяемых упомянутым Законом случаях – учреждения, в которых уголовное наказание исполняется в виде лишения свободы.

Если вам нужна помощь Адвоката

Источники

http://ugolovniy-kodeks.advokati-moscow.ru/processualniy-razdel-4/statya-109-upk-rf/

Основания, условия и порядок заключения подозреваемого под стражу

В российской уголовной практике существует процедура заключения подозреваемого под стражу до вынесения приговора. Такая мера пресечения назначается судом в случаях, когда более мягкие способы невозможны. Законодательство строго регламентирует порядок и срок заключения под стражу. Разберемся подробно, какие цели преследует подобная процедура, и как ее осуществляют правоохранительные органы.

Условия задержания

Что собой представляет заключение под стражу? В уголовном законодательстве это действие является мерой в отношении обвиняемого или подозреваемого, направленной на его временную изоляцию. Применяется на период рассмотрения всех доказательств и материалов дела вплоть до вынесения судебного приговора. Процесс регулируется нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Обратите внимание! С юридической точки зрения заключение не является арестом, как его принято называть в обиходе: арест – уголовное наказание, заключение под стражу – временная мера пресечения.

Человек, которого задержали, считается следственно-арестованным и содержится в следственном изоляторе, тогда как арестованный и осужденный отбывает срок в тюрьме или колонии.

Подобная предварительная мера применяется при совершении тяжких и особо тяжких преступлений, наказание за которые предполагает лишение свободы. Например, убийство, побои, похищение, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, доведение до самоубийства. Основаниями могут служить:

  • препятствия для ведения следствия со стороны обвиняемого;
  • попытки замести следы, уничтожить улики, надавить на свидетелей;
  • вероятность продолжения преступной деятельности;
  • возможность сбежать от следствия;
  • создание любых помех в возбуждении, а также расследовании дела.

В особых случаях содержание под стражей избирается, если у подозреваемого нет постоянного места жительства, он скрывается от суда и нарушает выбранную ранее меру наказания.

Порядок заключения

Новые нормы российского законодательства предполагают, что вопросом назначения меры пресечения занимаются судебные органы, тогда как раньше это была прерогатива прокуратуры.

Следователь или дознаватель с разрешения прокурора подает ходатайство в суд на основании материалов расследования. В прошении о заключении под стражу обязательно указываются:

  • основания для избрания именно такой меры;
  • причины отказа от более мягкой предварительной меры, в частности домашнего ареста или подписки о невыезде;
  • обстоятельства досудебной проверки и уголовного дела.

Судья изучает представленные доказательства стороны обвинения, после чего выносит постановление о задержании указанного лица. Дальнейшие действия по розыску, поимке и доставке в СИЗО проводят правоохранительные органы.

Возможность изменения меры пресечения

Меру пресечения в виде заключения под стражу можно обжаловать в судебном порядке. Для этого сам обвиняемый или его адвокат подает кассационную жалобу в суд высшей инстанции. Прошение должно быть хорошо аргументировано, поэтому в бумаге обязательно указывается:

  • наличие несовершеннолетних детей, родственников на иждивении;
  • семейное положение;
  • возраст;
  • состояние здоровья;
  • доказательства сотрудничества со следствием и нежелания препятствовать установлению истины.

Жалоба рассматривается судьей быстро, в течение трех дней с момента регистрации в канцелярии. Правильно оформленный документ и наличие веских аргументов – главные условия избрания более мягкой меры.

В особых случаях заключенный может быть освобожден от назначенной меры по медицинским показаниям. Речь идет о заболеваниях, требующих стационарного лечения или постельного режима. К таковым относится туберкулез, ВИЧ, онкология, тяжелая форма сахарного диабета, паралич, сердечная недостаточность. Полный список можно посмотреть в тексте Постановления Правительства РФ от 14.01.2011 г. №3.

Права следственно-арестованного

Кроме обжалования решения суда, которое рассматривалась выше, подозреваемое лицо имеет право на:

  • частного адвоката или государственного защитника;
  • один телефонный звонок;
  • медицинскую помощь;
  • полноценное питание;
  • презумпцию невиновности;
  • человечное отношение и уважение.

Если во время дознания ухудшилось состояние здоровья, то человек имеет право на медицинское обследование. По результатам заключения врача допускается изменение меры пресечения на более мягкую, особенно, если речь идет о беременных женщинах или несовершеннолетних лицах.

Нарушение прав человека, в том числе следственно-арестованного, карается законом. При необходимости об их защите позаботится адвокат.

Сроки заключения и основания их продления

Сроки заключения четко прописаны в УПК РФ, в обязательном порядке соблюдаются судебными и следственными органами. Стандартный период, применяемый независимо от тяжести преступления, составляет 2 месяца. Именно в это время расследуется уголовное дело и собираются материалы для суда.

Если досудебный процесс по каким-то причинам затягивается, разрешается продлить срок до 6 или 12 месяцев. В исключительных случаях содержать в следственном изоляторе могут 1,5 года. Для продления необходимо ходатайство следователя либо руководителя следственного органа с обоснованием причин. При этом судья обязательно учитывает возраст подозреваемого, состояние здоровья, наличие детей, характер правонарушения.

В общее время заключения входит:

  • период домашнего ареста;
  • задержание в качестве подозреваемого на территории другой страны;
  • нахождение на принудительном стационарном лечении, в том числе психиатрическом.

[3]

По окончании указанного срока задержанного обязаны незамедлительно освободить или перевести в места лишения свободы согласно приговору.

Судебная практика

В юридической уголовной практике достаточно часто назначается содержание обвиняемого под стражей до оглашения окончательного приговора. Обычно временной промежуток ограничивается 2-6 месяцами. В это время человек не считается виновным и арестованным, а имеет статус подследственного и ожидает решения суда по делу.

[2]

Заключение несовершеннолетнего проводится только в случае совершения им особо тяжкого преступления, которое карается лишением свободы на 5 и более лет. Такая мера назначается в крайних ситуациях, если он представляет большую опасность для общества. При этом устанавливаются максимально короткие сроки содержания в СИЗО.

Процессуально законодательные нормы выполняются полностью, подобная мера используется только в отношении лиц, совершивших неправомерные действия средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Кроме того, учитывается наказание за преступление со сроком лишения свободы от двух лет.

Предварительное заключение в СИЗО не проводится при:

  • жульничестве, обмане в сфере предпринимательства;
  • мошенничестве и материальных растратах;
  • причинении имущественного ущерба;
  • организации азартных игр;
  • отмывании денежных средств;
  • разглашении государственной тайны;
  • уклонении от уплаты налогов;
  • незаконной финансовой и банковской деятельности;
  • вывоз ценностей.

Подобных ситуаций много, поэтому каждое дело рассматривается в частном порядке, а мера пресечения отдается на усмотрение судьи.

Итоги: основания и срок заключения под стражу

Заключение под стражу – мера процессуального пресечения, избираемая для подозреваемого или обвиняемого лица на время расследования и до вынесения приговора суда. Обычно она применяется, если у следствия есть серьезные подозрения, что человек всячески мешает судопроизводству по уголовному делу или собирается сбежать от правоохранительных органов.

Срок содержания в изоляторе ограничивается двумя месяцами, продлевается в исключительных случаях. Весь процесс содержания находится в руках судебной системы и полностью регулируется российским законодательством.

Источники

http://zen.yandex.ru/media/id/5cb6ddab75327600b390c6aa/5d443840d5135c00ae62f7db

Литература

  1. Бадинтер, Робер Смертная казнь. Отмена смертной казни; М.: Nota Bene, 2012. — 416 c.
  2. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.
  3. Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. — М.: Книжный мир, 2007. — 384 c.
  4. Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2013. — 192 c.
  5. CD-ROM. Теория государства и права. Учебник для вузов. — Москва: Высшая школа, 2014. — 991 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях