Самые полезные юридические советы

Спецоценка не отменяет ранее установленные работнику гарантии

Спецоценка не отменяет ранее установленные работнику гарантии - картинка 1
Предлагаем ознакомится с тематической информацией в статье: "Спецоценка не отменяет ранее установленные работнику гарантии". На все возникшие вопросы ответит онлайн-консультант.

Спецоценка не отменяет ранее установленные работнику гарантии

Спецоценка не отменяет ранее установленные работнику гарантии - картинка 2

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Спецоценка не отменяет ранее установленные работнику гарантии - картинка 3

Программа разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обязан ли работодатель предоставлять гарантии и компенсации новым работникам, если аттестация рабочих мест закончилась, а специальная оценка условий труда не проведена?

Спецоценка не отменяет ранее установленные работнику гарантии - картинка 4

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Истечение срока действия аттестации рабочих мест, условия труда на которых по результатам такой аттестации были признаны вредными и (или) опасными, само по себе не освобождает работодателя от обязанности предоставлять работникам, в том числе и вновь принимаемым на работу, предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации в связи с занятостью на работах в таких условиях.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

19 сентября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Спецоценка не отменяет ранее установленные работнику гарантии - картинка 7

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источники

http://www.garant.ru/consult/work_law/1142150/

Спецоценка не отменяет ранее установленные работнику гарантии

Вправе ли работодатель отменить компенсации, установленные работникам по результатам аттестации рабочих мест?

Согласно ч. 4 ст. 27 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закона № 426-ФЗ) в случае, если до 31 декабря 2013 г. в отношении рабочих мест была проведена АРМ, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

При этом результаты проведенной до 31 декабря 2013 г. АРМ могут использоваться для установления работникам гарантий и компенсаций также в течение 5 лет со дня завершения АРМ. Таким образом, все компенсации сохраняются в полном объеме по старым нормам до проведения специальной оценки условий труда (далее СОУТ).

И решение работодателя о том, что те компенсационные выплаты, которые были установлены работникам по результатам аттестации рабочих мест, необходимо отменить с 1 января 2014 г. в связи с вступлением в силу Закона № 421-ФЗ, будут неправомочны. Если работодатель хочет пересмотреть ранее установленные доплаты за вредность, он может согласно ч. 4 >ст. 27 Закона № 426-ФЗ провести СОУТ до истечения срока действия имеющихся результатов АРМ, и, возможно, на данных рабочих местах будут установлены такие условия труда, которые позволят работодателю прекратить предоставлять работнику ранее обязательные компенсации. При этом СОУТ необходимо проводить по всем вредным и опасным производственным факторам, выявленным на этих рабочих местах.

Источники

http://biot.su/vprave-li-rabotodatel-otmenit-kompensacii-ustanovlennye-rabotnikam-po-rezultatam-attestacii-rabochix-mest.html

Новости компании

Введение спецоценки. Сохраняются ли гарантии у работников?

10 марта

Вопрос. Сохраняются ли за работником гарантии и компенсации за «вредные» условия труда, установленные по результатам аттестации рабочих мест в случае, если после проведения специальной оценки условий труда работник утратил право на такие гарантии, но фактически условия его труда не улучшились по сравнению с тем периодом, когда проводилась аттестация рабочих мест?

То есть работник утратил право на дополнительный отпуск в связи с изменением норм законодательства, а не с улучшением условий труда.

Ответ. С 01.01.14 вступили в силу Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.13 (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 421-ФЗ от 28.12.13 (далее – Федеральный закон № 421-ФЗ).

Данные законы устанавливают новый порядок определения условий труда на рабочих местах, а также порядок предоставления дополнительных гарантий и компенсаций. В тоже время в соответствии со ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ результаты ранее проведенной работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

П. 3 ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ предусматривает, что «при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер».

[3]

Таким образом, если работнику по результатам аттестации рабочих мест, проведенной до 01.01.14, были предоставлены дополнительные гарантии, то вступление в силу Федерального закона № 426-ФЗ не является основанием для отмены данных гарантий и компенсаций.

Такой же позиции придерживается и Минтруд России, отмечая в Информации «Типовые вопросы и ответы (разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда)», размещенной на официальном сайте www.rosmintrud.ru 15.12.14, что «к моменту вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31.12.2013 аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.

Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда, при этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте».

Как отметил Свердловский областной суд законодатель определил, что при реализации компенсационных мер в переходный период порядок и условия осуществления таких мер направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда) не может быть ухудшен.

Восстанавливая права истца по предоставлению компенсационных мер за работу во вредных условиях труда до 01.01.2014 суд, установив, что по состоянию на 01.01.2014, объем реализуемых в отношении истца мер, направленных на ослабление негативного воздействия на его здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, стал менее, гарантированного нормами Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 870, а условия труда на рабочем месте остались прежними (обратного в материалы дела не предоставлено) пришел к верному выводу о необходимости сохранения компенсационных мер, в том числе на будущее до получения результатов специальной оценки условий труда.

[2]

Иное истолкование действующих норм, регулирующих вопросы назначения и предоставления компенсационных мер за работу во вредных условиях труда в переходный период с 01.01.2014, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации указанных прав по отношению к другим работникам ответчика получающим таковые гарантии по аналогичному рабочему месту, что недопустимо с точки зрения требований ч. ч. 1, 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 01.07.2014 по делу № 33-7308/2014).

Необходимо обратить внимание, что для сохранения предоставленных гарантий, необходимо два обязательных условия:

1. Условия труда на рабочем месте остались прежними.

При этом под улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте, а их изменение должно быть подтверждено результатами спецоценки.

2. Гарантии и компенсации за «вредность» фактически предоставлялись работнику.

Так по некоторым делам суды отказывали в предоставлении дополнительных гарантий работникам после 01.01.14 по той причине, что по смыслу закона возможность сохранения ранее предусмотренных компенсационных мер обусловлена фактической реализацией в отношении работников компенсационных мер по состоянию на 01.01.14. А так как работодатель данные гарантии работникам фактически не предоставлял (хоть и в нарушение норм закона), то они не могут быть распространены на будущее время (Апелляционное определение Московского городского суда от 28.11.14 по делу № 33-37384/14, от 28.10.2014 по делу № 33-34440).

Источники

http://www.consultant-so.ru/news/show/type/company_news/year/2015/month/03/alias/vvedenie_spetsotsenki_sohranyayutsya_li_garantii_u_rabotnikov

Как спецоценка влияет на предоставленные ранее гарантии и компенсации

Вопрос:

В 2013 году проведена аттестация рабочих мест, по результатам которой машинистам тепловозов предоставляется дополнительный отпуск за вредные условия труда – 12 дней. Это условие включено в коллективный договор. По специальной оценке условий труда (СОУТ), проведенной в 2018 году, машинистам установлен класс условий труда 3.1, по которому дополнительные отпуска за вредные условия труда не полагаются.
Вправе ли работодатель внести изменения в трудовые договоры машинистов, исключив условие о предоставлении дополнительного отпуска?

Ответ:

Гарантии, которые были предоставлены работникам до 1 января 2014 года, сохраняются если условия труда, послужившие основанием для установления соответствующих гарантий, не были улучшены. Это связано с тем, что 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который вместо аттестации ввел специальную оценку условий труда.

Такая позиция была высказана также Минтрудом РФ в разъяснениях по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда (Информация Минтруда РФ «Типовые вопросы и ответы»).

Таким образом, даже если по результатам СОУТ класс вредности изменится в лучшую сторону при отсутствии какой-либо модернизации рабочих мест, то работодатель не вправе отменять те гарантии, которые были установлены ранее, в данном случае это предоставление дополнительного отпуска.

Однако если до СОУТ были проведены мероприятия по усовершенствованию условий труда (например, старое оборудование заменено на новое), в результате чего условия труда стали более безопасными, то работодатель по результатам СОУТ вправе отменить предоставленные ранее гарантии и компенсации.

Источники

http://www.v2b.ru/quest/kak-spetsotsenka-vliyaet-na-predostavlennye-ranee-garantii-i/

Тема: Сохранение гарантий и льгот при изменении класса условий труда после проведения СОУТ среднему и младшему медицинскому персоналу, участвующему в оказании психиатрической помощи

Ситуация:

В психоневрологическом интернате проведена специальная оценка условий труда (СОУТ), по результатам которой условия труда на рабочих местах среднего и младшего медицинского персонала были признаны «допустимыми» (класс 2). Ранее по результатам аттестации рабочих мест на этих рабочих местах был класс условий труда «вредный» (подкласс 3.1). В соответствии с этим работники имели сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск. После проведения СОУТ работодатель отменил все гарантии и льготы, поскольку класс условий труда теперь установлен как «допустимый».

Анализируем ситуацию

Согласно ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» результаты проведения специальной оценки условий труда применяются в том числе для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций (сокращение продолжительности рабочего времени, если условия труда признаны вредными (3-я, 4-я степень) или опасными (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ); повышение размера оплаты труда (ст. 147 ТК РФ); предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, если условия труда признаны вредными (2, 3,
4-я степень) или опасными (ч. 1 ст. 117 ТК РФ)).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

При обеспечении на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.

Вместе с тем специально для медицинских работников согласно ст. 350 ТК РФ устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.

Отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ч. 3 ст. 350 ТК РФ).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности» средний и младший медицинский персонал психиатрических (психоневрологических) организаций, учреждений, отделений, палат и кабинетов, учреждений социального обслуживания населения и их структурные подразделения, предназначенные для обслуживания граждан, страдающих психическими заболеваниями, входит в перечень должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную 36-часовую рабочую неделю.

Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 482 «О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников» утверждена продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в том числе и медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи.

В соответствии с данным перечнем средний и младший медицинский персонал (кроме медицинского статистика), участвующий в оказании психиатрической помощи и работающий в психиатрических, психоневрологических, нейрохирургических, наркологических лечебно-профилактических медицинских организациях, имеет право на дополнительный отпуск продолжительностью 35 календарных дней.

Также гарантии медицинским работникам, оказывающим психиатрическую помощь, предусмотрены в ст. 22 Закона РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»: медицинские и иные работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установление сокращенной продолжительности рабочего времени, повышенного размера оплаты труда и предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда участвующим в оказании психиатрической помощи иным работникам медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, осуществляются по результатам специальной оценки условий труда.

Таким образом, медицинские работники указанной категории формально подпадали под действие гарантий по двум самостоятельным основаниям – а) как спецсубъекты и б) как работающие во вредных условиях.

При этом возникновение права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенная продолжительность рабочего времени медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи, не зависело от класса условий труда, установленного СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медицинских организаций в соответствии с абз. 4 ч.1 ст. 22 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Поскольку работа во вредных условиях – это общее правило, а работа на специальных должностях – правило специальное, основанием предоставления указанных гарантий являлось занятие медицинскими работниками конкретной должности, а не установление определенного класса условий труда.

Поэтому работодатель не вправе был отменять на основании результатов СОУТ установленные гарантии для среднего и младшего медицинского персонала психоневрологического интерната.

Поскольку при отмене установленных медицинским работникам гарантий работодателем было нарушено законодательство, указанные работники имеют право требовать от работодателя установления им сокращенной продолжительности рабочего времени и предоставления дополнительного отпуска.

Если работодатель отказывается или уклоняется восстановить полагающиеся медицинским работникам гарантии и льготы, работники имеют право обратиться в суд или направить жалобу в государственную инспекцию труда того субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрирован работодатель. Подать жалобу можно путем личного обращения в инспекцию, а также посредством электронного ресурса Онлайнинспекция.рф.

В случае нарушения трудового законодательства работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Согласно ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

1) на должностное лицо в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

2) на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей;

3) на юридическое лицо – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Правильный порядок действий в данной ситуации:

1. На основании результатов СОУТ и изменения класса условий труда медицинских работников на «класс 2 – допустимые» работодатель не вправе принять решение об отмене дополнительного отпуска, который ранее предоставлялся работникам в связи с вредными условиями труда, а также сокращенной продолжительности рабочего времени.

Источники

http://xn--80akibcicpdbetz7e2g.xn--p1ai/situations/show/70

Спецоценка не позволяет отменить ранее установленные работнику гарантии

Ксения Семикова
юрисконсульт Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России

После проведенной спецоценки работодатель решил отменить работнице дополнительный отпуск, так как вновь установленный класс вредности такой льготы не предполагал. Поскольку работница с этим не согласилась, ее уволили в связи с отказом от работы в новых условиях. Юристы Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Ксения Семикова и Олег Бабич, которые представляли интересы работницы, сумели убедить суд, что результаты спецоценки не позволяют отменять ранее установленные льготы, если фактически условия труда не улучшились. Какие доказательства помогли выиграть дело, — юристы рассказали «ТС».

Предмет спора: признать увольнение незаконным и восстановить на работе

Результат: требования работницы удовлетворены

[1]

Реквизиты дела: решение Ивановского районного суда Ивановской области от 02.09.2015 по делу № 2-1970/2015.

Источники

http://sdamzavas.net/3-72047.html

Роструд ответил на вопросы, связанные с проведением спецоценки условий труда

Эксперты сервиса Роструда «Онлайн-инспекция.рф» продолжают отвечать на своем сайте на вопросы работников и работодателей. Сегодня предлагаем вашему вниманию наиболее популярные разъяснения, касающиеся специальной оценки условий труда (СОУТ).

Кто должен проводить спецоценку в офисе: собственник или арендатор?

Организация сдает в аренду офисное здание вместе с оборудованными рабочими местами (мебелью, оргтехникой и т.п.). Вправе ли арендаторы не проводить спецоценку рабочих мест своих сотрудников, если собственник уже провел за свой счет СОУТ в отношении всех рабочих мест в здании?

Нет, не вправе. Согласно статье 212 Трудового кодекса, проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя. В статье 4 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» также установлено, что работодатель должен обеспечить проведение СОУТ. Поэтому каждому работодателю, который арендует помещения в офисном здании, придется самостоятельно провести специальную оценку условий труда на рабочих местах своих сотрудников.

Создание рабочих мест после проведения спецоценки

Нужно ли проводить спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, созданных после проведения очередной СОУТ, «срок действия» которой не истек?

Вообще-то, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой спецоценки. Она проводится в течение 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 2, 4 — 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ. Но это необходимо сделать только в том случае, если новые рабочие места не являются аналогичными тем, в отношении которых уже была проведена СОУТ.

Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, отопления и освещения. На таких местах работники трудятся по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ст. 16 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ).

Соответственно, внеплановую спецоценку проводить не надо, если одновременно соблюдаются два условия:

  • новые рабочие места являются аналогичными тем, в отношении которых СОУТ уже проведена;
  • количество оцененных рабочих мест не менее 20 процентов от общего числа старых и новых рабочих мест.

При классе вредности 3.1 дополнительный отпуск и сокращенное рабочее время не положены

В 2013 году на предприятии проводилась аттестация рабочих мест. По ее итогам условия труда на рабочем месте работника были признаны вредными третьего класса первой степени (3.1). В связи с этим сотруднику полагались ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени и повышенная оплата труда. В 2015 году работодатель провел спецоценку, которая подтвердила результаты аттестации рабочих мест: условия труда на рабочем месте признаны вредными третьего класса первой степени (3.1). Но по итогам СОУТ работнику были отменены сокращенная продолжительность рабочего времени и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Правомерны ли действия работодателя?

Да, правомерны. С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда была заменена специальной оценкой условий труда. По результатам проведения СОУТ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) или опасные (4 класс). В свою очередь вредные условия труда делятся еще на четыре подкласса: 3.1 (вредные условия труда первой степени); 3.2 (вредные условия труда второй степени); 3.3 (вредные условия труда третьей степени) или 3.4 (вредные условия труда четвертой степени).

Сокращенная продолжительность рабочего времени полагается только тем сотрудникам, условия труда которых по результатам СОУТ были признаны вредными условиями труда 3 или 4 степени (то есть 3 класс, подклассы 3.3 или 3.4) или опасными условиями труда (4 класс).

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется только тем сотрудникам, условия труда которых по результатам СОУТ были признаны вредными условиями труда 2, 3 или 4 степени (то есть 3 класс, подклассы 3.2, 3.3 или 3.4.) либо опасными условиями труда (4 класс). А вот повышенная оплата труда полагается всем работников, занятых на работах с вредными условиями труда (то есть 3 класс, независимо от подкласса вредности) или на работах с опасными условиями труда (4 класс).

Источники

http://www.buhonline.ru/pub/news/2019/1/14231

Обязан ли работодатель предоставлять гарантии и компенсации новым работникам, если аттестация рабочих мест закончилась, а специальная оценка условий труда не проведена

Спецоценка не отменяет ранее установленные работнику гарантии - картинка 10

Обязан ли работодатель предоставлять гарантии и компенсации новым работникам, если аттестация рабочих мест закончилась, а специальная оценка условий труда не проведена?

Истечение срока действия аттестации рабочих мест, условия труда на которых по результатам такой аттестации были признаны вредными и (или) опасными, само по себе не освобождает работодателя от обязанности предоставлять работникам, в том числе и вновь принимаемым на работу, предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации в связи с занятостью на работах в таких условиях.

До 01.01.2014 наличие на рабочих местах вредных и (или) опасных условий труда устанавливалось по результатам аттестации рабочих мест. С 01.01.2014 аттестацию рабочих мест по условиям труда заменила специальная оценка условий труда (Федеральный закон -ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций (ст. 7 Закона ).
В соответствии с частью первой ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В рамках выполнения этих обязанностей работодатель должен обеспечить в том числе проведение специальной оценки условий труда (часть вторая ст. 212 ТК РФ).

Частью первой ст. 219 ТК РФ закреплено право работника на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Та же норма предусматривает, что каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Согласно части второй ст. 219 ТК РФ размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. ст. 92, 117 и 147 ТК РФ.

Частью четвертой той же статьи определено, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.

Таким образом, трудовое законодательство предусматривает предоставление работникам гарантий и компенсаций в связи с их занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Такие гарантии и компенсации не устанавливаются в случае, если по результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах подтверждено наличие безопасных условий труда.

Статьей 27 Закона предусмотрены переходные положения в связи с введением специальной оценки условий труда как правового механизма определения условий труда на рабочих местах. Согласно ч. 4 этой статьи в случае, если до дня вступления в силу Закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 того же федерального закона. При этом для целей, определенных ст. 7 Закона , используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу этого федерального закона порядком.

По смыслу этой нормы она предписывает проведение специальной оценки условий труда не позднее чем по истечении пяти лет со дня завершения аттестации рабочих мест по условиям труда, но не указывает на то, что по окончании этого срока результаты такой аттестации не могут использоваться для целей, определенных ст. 7 Закона , в том числе для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций (п. 6 упомянутой статьи. Действовавший Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утвержден приказом Минздравсоцразвития России н) также не содержал положений, из которых следовало бы, что квалификация условий труда на рабочих местах как вредных или опасных утрачивает силу по истечении пятилетнего срока с даты завершения проведения предыдущей аттестации.

Приведенные нормативные правовые акты связывают предоставление работникам гарантий и компенсаций, обусловленных работой во вредных или опасных условиях, не непосредственно со сроком действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а с признанием условий труда на рабочих местах вредными и (или) опасными. Гарантии и компенсации не предоставляются лишь в случае подтверждения безопасности условий труда на рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда.

Как следует из изложенного, квалификация условий труда на рабочих местах как вредных и (или) опасных в равной мере приводит к необходимости предоставления работникам соответствующих гарантий и компенсаций и к возникновению у работодателя иных обязанностей, предусмотренных законодательством в связи с занятостью его работников на работах с вредными и (или) опасными условиями. Истечение срока действия результатов аттестации рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и (или) опасными, не может привести, например, к освобождению работодателя от обязанности обеспечивать работников необходимыми средствами индивидуальной защиты (часть первая ст. 221 ТК РФ) или соблюдать нормативные ограничения на привлечение отдельных категорий работников к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 224, часть первая ст. 265, часть пятая ст. 282 ТК РФ), если работники фактически трудятся на таких рабочих местах и в отношении этих рабочих мест не подтверждено наличие безопасных условий труда.

В письме Минтруда России -0/10/В-9074 также указывается, что в целях определения объема и фактического предоставления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда необходимо использовать имеющиеся у работодателей действующие результаты ранее проведенной в установленном порядке аттестации рабочих мест по условиям труда до даты завершения процедуры специальной оценки условий труда вне зависимости от того, когда завершился пятилетний срок действия карт ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда.

Вывод о том, что истечение срока действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда само по себе не приводит к прекращению предоставления работникам гарантий и компенсаций, связанных с работой во вредных и (или) опасных условий.

В решении Верховного Суда РФ от 01.01.2001 применительно, в частности, к положениям ст. 27 Закона отмечается, что пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда в случае улучшения этих условий.
В отношении рабочих мест, по которым ранее было установлено наличие вредных и (или) опасных условий труда, безопасность условий труда по результатам специальной оценки условий труда не подтверждена, следовательно, до момента проведения такой оценки работникам, которые трудятся на этих рабочих местах, в том числе и вновь принятым на работу, должны предоставляться предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, несмотря на истечение срока действия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест.

Источники

http://pandia.ru/text/80/625/39292.php

Литература

  1. Ефименко, Е. Н. Корпоративные конфликты (споры). Учебно-практическое пособие / Е.Н. Ефименко, В.А. Лаптев. — М.: Проспект, 2015. — 240 c.
  2. Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.
  3. Ведерников, А. Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России / А.Н. Ведерников. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. — 152 c.
  4. Щеглова Л. В. Защита своих прав в судах общей юрисдикции; Омега-Л — М., 2014. — 232 c.
  5. Суворов, Н. Об юридических лицах по римскому праву / Н. Суворов. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 362 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях