Самые полезные юридические советы

Увольнение из торговой компании нельзя обосновать конфликтом интересов

Увольнение из торговой компании нельзя обосновать конфликтом интересов - картинка 1
Предлагаем ознакомится с тематической информацией в статье: "Увольнение из торговой компании нельзя обосновать конфликтом интересов". На все возникшие вопросы ответит онлайн-консультант.

Суды: работодатель не обязан увольнять работника за непринятие мер по предотвращению конфликта интересов

Увольнение из торговой компании нельзя обосновать конфликтом интересов - картинка 2
Freedomz / Shutterstock.com

Камчатский краевой суд в своем обзоре практики прокомментировал положения п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса, согласно которому трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя (Апелляционная практика рассмотрения гражданских дел за 4 квартал 2017 года (обсуждено на заседании президиума Камчатского краевого суда 24 января 2018 г.).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Как указал Камчатский областной суд, в случае отсутствия у работодателя, исходя из конкретных обстоятельств, оснований для утраты доверия к работнику, не принявшему меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, работодатель не обязан расторгать с ним трудовой договор.

Суд проиллюстрировал данный тезис делом, в рамках которого рассматривался вопрос о правомерности требования прокурора к администрации муниципального образования уволить ее муниципального служащего в связи с утратой доверия. Служащий назначил на должность руководителя подведомственного учреждения свою сестру и при этом не поставил в известность представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и не принял мер по его предотвращению.

После выявления данного факта прокуратурой и направления соответствующего представления администрации служащий был подвергнут дисциплинарному взысканию в виде выговора. Однако прокурору этого показалось недостаточно.

Суд первой инстанции требования прокурора поддержал, указав, что непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим обязательное увольнение с муниципальной службы в связи с утратой доверия.

Однако в порядке апелляции данное решение было отменено. Камчатский областной суд указал, что трудовое законодательство предусматривает именно право, а не обязанность работодателя расторгнуть трудовой договор в данном случае. Если с учетом конкретных обстоятельств работодатель не усмотрел оснований для утраты доверия к работнику, он может его не увольнять.

Источники

http://www.garant.ru/news/1179902/

Ладно было на бумаге, но забыли про овраги .

Хотел узнать Вше мнение о возможности увольнения работников коммерческой организации в связи с конфликтом интересов.

Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Трудовой кодекс РФ был дополнен еще одним основанием расторжения трудового договора по инициативе работодателя – пунктом 7.1 ч. 1 ст. 81 кодекса. Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2013.

Можно ли считать, что категории работников, трудовой договор с которыми подлежит расторжению по п. 7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ, определены только Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» или же указанные положения распространены также на любого работника коммерческой организации, работающего по трудовому договору?

Так, трудовое законодательство не распространяются на лиц, только если это установлено федеральным законом (ст. 11 ТК РФ).

[1]

В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае:

— непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя;

— непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Таким образом, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Самим Трудовым кодексом (применительно к ст. 11 и разделу XII) не определен специальный субъектный состав, к которому выборочно применим п. 7.1 ч. 1 ст. 81.

Более того, Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ были внесены также изменения в ст. 193 Трудового кодекса, согласно которым к дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по пункту 7.1 ч. 1 ст. 81 в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Сами основание увольнения по п. 7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ содержится не в разделе XII Трудового кодекса «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников», а в разделе III, где предусмотрены только общие основания расторжение трудового договора по инициативе работодателя.

Изложенное, как мне кажется, позволяет применять положения п. 7.1 ч.1 ст. 81 и к работникам коммерческих организаций.

Между тем, в литературе, а также судебной практике сложилось мнение о применении указанных законоположений исключительно к государственным и муниципальным служащим.

Причем в качестве оснований к такому узкому подходу используется ссылка на то обстоятельство, что изменения в кодекс были внесены в блоке Федерального закона с наименованием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»

В свою очередь, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в своей ст. 10 дано определение понятия «конфликт интересов на государственной и муниципальной службе».

В соответствии с ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Следовательно, в ней закреплено правило, что отношения государственных и муниципальных служащих регулируются нормами ТК РФ в той части, в которой они не урегулированы специальным законом.

В соответствии с п. 3.2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы (введена в действие Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»).

В соответствии с п. 2.3 ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы (введена в действие Федеральным законом от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»).

Аналогичные изменения были внесены еще в 2011 году в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (п.1 ст. 41.9), Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (п. 38.2), Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ст. 29.2), Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 51) и т.д.

Таким образом, увольнение государственных и муниципальных служащих, являющихся стороной конфликта интересов, за непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов было возможно еще с 03.12.2011 (изменения в ТК РФ, повторюсь, вступили в силу с 01.01.2013).

[3]

Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (ст. 36.24), Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ст. 7), Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ст. 8), Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» (ст. 22), Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 75), Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, 45, 48), Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» также дают определение конфликта интересов применительно к тем правоотношениям, которые они регулируют.

Из этого следует очевидный вывод о том, что конфликт интересов возможен не только на государственной или муниципальной службе, но и в коммерческих организациях.

[2]

Источники

http://zakon.ru/Discussions/ladno_bylo_na_bumage_no_zabyli_pro_ovragi/11454

Конфликт интересов в коммерческой организации, что это? Или бывших ИПшников не берут на работу даже грузчиками и дворниками

Всем доброго времени суток.

Зашел я на днях в магазин, поинтересоваться вакансиями, сказал, что согласен на любую работу. Магазин относится к числу сетевых маркетов, типа Пятерочка, Карусель, ДИКСИ, по вполне понятным причинам не буду указывать какой именно брэнд. Мне предложили работу грузчиком за 18000 рублей, я согласился. заполнил анкету, анкета кстати говоря, вполне приличная, там не надо было писать, ни про сильные свои стороны, ни про слабые, все как то кратенько и строго по существу.

Собственно говоря, проблема возникла в том, что я являюсь директором и учредителем сразу двух предприятий, хотя деятельность уже давно не ведется, и директриса магазина мне сказала, что анкету мою она конечно отправит на рассмотрение, но меня вряд ли возьмут, как раз таки именно по причине моего директорства и учредительства. Слово вряд ли, было сказано с такой интонацией, что оно могло пониматься однозначно как «никогда»

Я честно говоря ожидал всего чего угодно, но чтобы такое. Когда я попросил ее как то это обосновать, она сказала мне о существовании некого закона, цитирую дословно — «закон о противодействии интересов», ну или что то в этом духе, типа того, дословно она не помнила.

Я уже дома набрал в поисковике Яндекса «закон о противодействии интересов» и у меня выплыл закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», других не было.

Статья 10. этого закона — Конфликт интересов

1. Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Ну, во первых, ничего себе должностное лицо, грузчик, и потом, насколько я понимаю, поскольку закон все таки о противодействии коррупции, других я не нашел, все это должно касаться только госслужбы, и действительно, я не так давно пытался устроиться в Службу судебных приставов, и мне там сказали, что ни предпринимателей, ни учредителей ООО, ни директоров ООО, они принять не могут, что нельзя кроме того иметь ни каких акций, ни каких счетов в иностранных банках., спрашивается, с какого боку-припеку тут сеть магазинов? Разве сеть магазинов госучреждение?

Далее, набираю в поисковике «конфликт интересов в коммерческой организации» попадаю на сайт юридической консультации, где был задан вопрос юристу относительно статьи 27, того же закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», но по отношению уже к коммерческой организации, ответов на вопрос там пока нет.

Тогда может быть все эти сетевые продовольственные магазины , такие как ДИКСИ, МАГНИТ, Пятерочка, Карусель имеют долю государственной собственности?

Что то я немного засомневался. Пытаюсь задать этот вопрос директрисе магазина, она же мне в ответ выдает поток слов о том, что существуют эдакие вот такие чистые, прозрачные организации, где все работают исключительно официально, что там только белые зарплаты, что там служба безопасности, что без трудовой книжки туда устроиться нельзя, без Свидетельства ИНН туда устроиться нельзя, и как бы я не старался, все равно служба безопасности эти мои ОООшки отследит и на работу меня никто не возьмет. В качестве примера она как ни странно привела еще ЖКХ, там типа тоже сейчас только белые зарплаты, и туда тоже не берут кого попало. Я попытался возразить, типа от чего же не берут, меня дескать наша председательша уже давно зовет к себе дворником, но директриса отпарировала, типа она наверняка зовет неофициально, а вы попробуйте дескоть официально устроиться…

Я прикусил язык, председательша меня действительно звала работать неофициально, но мне даже и в голову не могло прийти, что официально устроиться дворником в ЖЕК с высшим экономическим образованием и с двумя ОООшками за плечами проблематично. А самое интересное в этой ситуации, что мой одноклассник из соседнего дома, осужденный за убийство и недавно вышедший на свободу, благополучно поработал у нас, все по той же вакансии дворника, не знаю правда официально ли или не официально, а потом куда то пропал, как выяснилось нашел работу поинтереснее, я же с высшим экономическим образованием, не судимый и не привлекавшийся не могу никак найти себе работу ни дворником, ни грузчиком.

Дорогие члены сообщества, ситуацию я изложил буквально слово в слово, как говорится, за что покупал, за то и продаю, Хотелось бы спросить тех hr-ов и руководителей, которые имеют какое либо отношения к такого рода предприятиям, в первую очередь сетям магазинов, типа Пятерочка, Магнит, и т.п., где имеет место быть центральное управление, не смотря на то, что казалось бы все магазины совершенно автономны, и имеют различных собственников, где есть пресловутая служба безопасности, хотя она по идее вообще не может там быть, поскольку, для того чтобы иметь свою собственную службу безопасности, необходимо иметь лицензию на охранно-розыскную деятельность, ну заодно и тех, кто имеет какое либо отношение к ЖКХ, раз уж о нем зашла речь – А что собственно говоря происходит, как это все понимать?

Источники

http://hr.superjob.ru/voprosy_i_otvety/poisk-raboty-i-trudovoe-pravo-dlya-soiskatelej/konflikt-interesov-v-kommercheskoj-organizacii-chto-eto-ili-byvshih-ipshnikov-ne-berut-na-rabotu-dazhe-gruzchikami-i-dvornikami-2992/

Как снизить конфликтность при массовом увольнении?

Увольнение из торговой компании нельзя обосновать конфликтом интересов - картинка 6

Закрытие не оправдавших ожиданий бизнес-направлений, ликвидация подразделений, сокращение персонала в связи с падением рынка и уменьшением выручки, – к сожалению, с необходимостью «секвестировать» компанию бизнесмены сталкиваются гораздо чаще, чем 10-20 лет назад. При этом большое значение имеет юридическая сторона вопроса, корректное выполнение всех предписанных трудовым законодательством условий и процедур. Но не менее важен и психологический аспект. Ведь каждый такой случай — источник и тяжелых переживаний, и поводов для обид, конфликтов, скандалов, судебных исков, нападок в социальных сетях.

Что можно сделать, чтобы смягчить психологическую напряженность и конфликтность, неизбежно сопровождающую процесс сокращения персонала? Вот последовательность из шести действий, которые помогут провести сокращение значительно более мирно и безболезненно.

Источники

http://www.klerk.ru/boss/articles/475636/

Работников коммерческих организаций собираются увольнять в связи с утратой доверия

Что случилось?

В Трудовой кодекс РФ предложено внести поправки о возможности увольнения работников всех организаций, независимо от организационной формы, вида деятельности и формы собственности, по инициативе работодателя в связи с утратой доверия. Инициатором поправок является Министерство труда и социальной защиты РФ, а также сообщество работодателей. Журналисты выяснили, что бизнесмены направили в Минтруд соответствующее обращение. Таким образом они хотят получить защиту от недобросовестной конкуренции и промышленного шпионажа, распространившихся в последнее время.

Недоверие — повод искать другую работу

Бизнесу нужно законное право увольнять работников в связи с утратой доверия. В настоящее время сделать это очень сложно, практически невозможно. Тогда как для увольнения государственных служащих предусмотрен подобный механизм по инициативе работодателя, а также четко определены причины утраты доверия. Это, в частности, может быть:

  • нарушение налагаемых законодательством на чиновников запретов (коммерческая деятельность, участие в иностранных НКО);
  • наличие счетов в иностранных банках или недвижимости за границей;
  • непредставление сведений о доходах или расходах в установленном законом порядке;
  • непринятие мер для урегулирования конфликта интересов.

По причине утраты доверия сотрудников, по действующим нормам ТК РФ, можно уволить не только чиновников, но и военнослужащих, сотрудников органов правопорядка и других силовых ведомств. В коммерческих организациях такое основание для увольнения распространяется исключительно на работников, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности. На всех остальных такое основание увольнения не распространяется.

При этом на практике между работниками и работодателями возникают различные ситуации. Как рассказал журналистам член генсовета «Деловой России», гендиректор Института финансового развития бизнеса Ильдар Шайхутдинов:

В наше время многие компании вкладывают многомиллионные инвестиции в новые разработки и исследования. Очень часто получается, что из-за небольшой разницы в зарплате сотрудник перебегает к конкурентам и забирает разработку с собой или просто продает ее. Не только менеджмент, а любой рядовой сотрудник может забрать со стола чертеж или скачать информацию на флешку. Такое происходит сплошь и рядом. Новая норма уведомит сотрудника, что всё созданное им в период работы на компанию принадлежит компании, а любое разглашение грозит увольнением по статье.

С этим соглашаются практически все руководители крупных российских предприятий. Но чиновники не так уверены в необходимости принятия этой нормы без ограничений. Ведь она создаст угрозу ущемления прав работников, которые не смогут доказать свою невиновность даже в суде, поскольку утрата доверия вещь достатчно субъективная. Хотя, например, член Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП) Валентин Игнатьев уверен, что нововведение заставит работников стать более осмотрительными и относиться к работе более ответственно. Ведь увольнение с такой формулировкой будет подобно «волчьему билету», найти аналогичную работу, имея в трудовой книжке запись такого содержания, будет практически невозможно. Главное, в чем сходятся все эксперты, — чтобы утрата доверия основывалась на объективных доказательствах вины работника, подтвержденных документально. Минтруд же готов представить такой законопроект, но с серьезными ограничениями. Например, по должностям и профессиям или сфере деятельности организаций.

Источники

http://ppt.ru/news/142095

“Уволь меня, если сможешь”: как избежать ответственности за конфликт интересов

Увольнение из торговой компании нельзя обосновать конфликтом интересов - картинка 7

В мэрии Калининграда придумали ловкий способ, чтобы защитить первого заместителя главы городской администрации Светлану Мухомор от увольнения, после того как калининградский центр «Трансперенси Интернешнл-Россия» уличил ее в коррупции. Чиновница сначала уволилась по собственному желанию, а на следующий день вновь устроилась на работу, что позволяет «отделаться» от иска прокуратуры, требующей ее увольнения.

Ранее прокуратура Калининградской области подтвердила наличие действующего конфликта интересов между Светланой Мухомор и ее супругом Анатолием Мухомор, возглавляющим подконтрольное жене муниципальное казенное предприятие «КалининградГорТранс».

Глава Калининграда Александр Ярошук фактически сам согласился с кофликтом инетерсов своей подчиненной, изменив после реакции прокуратуры ее должностные обязанности таким образом, чтобы Светлана Мухомор больше не пересекалась по службе со своим супругом. Однако Ярошук отказался наказывать своего первого заместителя за то, что она спокойно пребывала в конфликте интересов со своим супругом — антикоррупционное законодательство предусматривает за это единственно возможную меру наказания в виде увольнения. Тогда прокуратура Калининградской области обратилась в суд, чтобы заставить Александра Ярошука исполнить законодательство по увольнению Светланы Мухомор.

На сегодняшнем судебном заседании Центрального районного суда Калининграда представитель Светланы Мухомор — начальник правового управления мэрии Калининграда Галина Варфоломеева заявила об отставке Мухомор «по собственному желанию». Причем, она даже связала увольнение не с кофликтом интересов, а из-за того, что Мухомор «устала от пересудов», создаваемых в СМИ и обществе и решила таким образом разрешить ситуацию.

Разрешила ситуацию Светлана Мухомор в весьма оригинальной манере, за один день перейдя из заместителей Александра Ярошука снова в его заместители. Мухомор заняла аналогичную должность первого заместителя, но уже с другими функциями — не хозяйственными, а представительскими. И фактически оставшись в прежней структуре со своим прежним начальником, но без возможности подписывать прежние документы — в том числе, касающиеся своего супруга.

Отметим, что для Светланы Мухомор это уже не первая «коррупционная» история и случай ухода от ответственности через увольнение. В 2012 году чиновница была уличена в том, что ее сын Артём Мухомор поступил на бесплатное отделение местного ВУЗа — Балтийского федерального университета им. Канта по квоте Горсовета Калининграда, дающей возможность получить бесплатное образование без какого-либо конкурса и вступительных экзаменов. При этом, уровень успеваемости Артема Мухомора и результаты ЕГЭ вряд ли бы позволили ему конкурировать со сверстниками. После разразившегося скандала, Светлана Мухомор также написала «заявление по собственному», однако через несколько месяцев она вновь «всплыла» в администрации в должности первого зама. Показательное увольнение Светланы Мухомор в тот момент было еще необходимо потому, что Александр Ярошук переживал весьма непростую для себя избирательную кампанию, однако после ее успешного завершения он спокойно «откатал назад» свой «красивый ход» перед избирателями.

По мнению заместителя директора центра «Трансперенси Интернешнл-Россия» Алексея Шляпужникова, ситуация со Светланой Мухомор хоть и ненормальная, но для современной России — не уникальная.

«Все дело в том, что главы муниципалитетов (в данном случае ­ Ярошук) вместо того, чтобы заботиться об эффективном управлении озабочены вопросами корпоративной солидарности и защиты чиновников, который напрямую лояльны лично ему или его команде. Вопрос этики муниципального служащего напрямую относится к вопросу эффективного управления. Там, где этика не соблюдается ­- действуют другие законы и у чиновников возникают другие цели, нежели эффективное расходование бюджетных средств, которые им доверили налогоплательщики. Для ответа на вопрос об устранении конфликта интересов путем перевода Светланы Мухомор на другую должность, надо поднимать и анализировать внутренние документы муниципалитета, невозможно дать однозначную оценку. Опаснее выглядит другая история: если Ярошук заинтересован в личном благополучии и сохранении на работе Мухомор, у которой уже второй раз происходят подобные метаморфозы ­ тут надо ставить вопрос, насколько Ярошук лично заинтересован в сохранении ее на муниципальной службе. Я не говорю, что это однозначно плохо, но вопросы возникают«, — заявил Шляпужников.

Источники

http://transparency.org.ru/projects/net-beznakazannosti/uvol-menya-esli-smozhesh-kak-izbezhat-otvetstvennosti-za-konflikt-interesov.html

Минтруд обобщил практику правоприменения в сфере конфликта интересов

Автор: Наталия Голякова, магистр права, ведущий эксперт департамента бухгалтерских услуг «Бейкер Тилли»

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации структурировало и разместило на своем сайте обзор практики применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, опираясь на перечень функций, связанных с высоким коррупционным риском.

Документ должен обеспечить единство подходов при квалификации ситуаций в качестве конфликта интересов.

Обзор направлен на применение мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных и муниципальных органах, ЦБ РФ, иных организациях, на работников которых распространяются положения статьей 10, 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ).

Документ: «Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов N 3».

Понятия «конфликт интересов» было введено в российское законодательство в связи с ратификацией в 2006 году «Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» (2003 г.).

Целью российского антикоррупционного законодательства является предотвращение возможности неправомерных действий, недопущение конфликта интересов.

Несмотря на то, что понятие «конфликт интересов» (ст. 10 Федерального закона N 273 — ФЗ) применяется преимущественно для ситуаций, связанных с несением государственной службы, коррупционными или иными действиями потенциально несущими угрозу национальному благосостоянию страны, обзор имеет также важное значение для правоприменительной практики в бизнес сообществе, поскольку конфликт интересов может возникнуть и в коммерческих компаниях.

Иcходя из практики нашей компании можно привести в качестве примеров следующие случаи возникновения конфликта между личными интересами работника и интересами работодателя:

работа (на условиях совместительства) или оказание услуг конкурирующей компании;

выбор ответственным работником в качестве контрагента связанного узами родства человека, коммерческого партнера;

выплата премий в повышенном размере, установление надбавок, доплат и пр. в повышенном размере родственникам, работающим под руководством ответственного лица;

получение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну.

В государственных организациях предотвратить или урегулировать конфликт интересов можно, изменив положение должностного лица, вплоть до его увольнения по п. 7.1 ч.1 ст. 81. ТК РФ из-за непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

В коммерческих компаниях урегулировать конфликт интересов с работниками сложнее. Несмотря на то, что основание увольнения по п. 7.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ содержится не в разделе XII ТК РФ «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников»,

а в разделе III, где предусмотрены общие основания расторжение трудового договора по инициативе работодателя, уволить сотрудника коммерческой организации по данному основанию не представляется возможным (категории работников, трудовой договор с которыми подлежит расторжению по данному основанию, определены Федеральным законом N 273-ФЗ).

Меры воздействия к сотрудникам, являющимся стороной конфликта интересов коммерческой компании, необходимо подбирать индивидуально. Это может быть выговор, понижение в должности, невыплата переменной части заработной платы и т.д. При выборе наказания необходимо провести как внутреннее расследование, так и оценить причиненный компании ущерб, учитывая законодательные нормы и требования. Чтобы эти механизмы работали, в отсутствии правовых норм, компании рекомендуется принять соответствующие локальные нормативные актов (ЛНА), направленные на профилактику коррупционных правонарушений, обучение и информирование работников, введение специальных антикоррупционных процедур, утверждение форм отчетных документов. Примером подобных документов может служить Ежегодное подтверждение независимости, подписываемое каждым сотрудником нашей компании.

Меры по предотвращению конфликта интересов можно предусмотреть в трудовом договоре с руководителем и иным должностным лицом.

ЛНА может быть самостоятельным документом — «Положением о конфликте интересов», или может быть частью иных корпоративных актов, например «Комплаенс политики» или «Кодекса корпоративной этики», должностных инструкций работников, ПВТР, что позволит использовать закрепленные в них инструменты урегулирования конфликта интересов в случае их возникновения.

Помощь в борьбе с коррупцией в коммерческих организациях могут оказать разработанные 12 ноября 2013 г. «Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции». Данные рекомендации применяются независимо от отраслевой принадлежности, форм собственности, организационно-правовых форм организаций; в первую очередь в организациях, в отношении которых российским законодательством не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции.

Необходимо отметить, что конфликт интересов не всегда становится причиной возникновения реального ущерба работодателя. Например, преследуя собственные интересы, сотрудник может совершить действия, которые (несмотря на конфликт интересов) одновременно будут и наиболее выгодными и для самой компании. Урегулирование подобных случаев также можно установить в ЛНА.

Основной мерой предупреждения последствий конфликта интересов является его недопущение. Так, в ЛНА можно обязать работника при возможном возникновении конфликта интересов уведомить соответствующим образом работодателя о данной ситуации.

Отдельные механизмы по предотвращению последствий конфликта интересов единоличного исполнительного органа юрлица содержатся в нормах корпоративного и гражданского права. Например, содержащиеся в уставе юрлица правила заключения сделок с аффилированными по отношению к руководителю организации лицами. Даже однократное нарушение указанных правил может повлечь за собой увольнение руководителя по соответствующему дополнительному основанию, содержащемуся в заключенном с ним трудовом договоре (п. 13 ст. 81; п.2 ч.2 ст. 278 ТК РФ).

На что еще необходимо обратить внимание.

Компания должна обеспечить отсутствие фактического возникновения конфликта интересов в связи с прошлым местом службы при приеме бывшего госслужащего на работу, при заключении гражданско-правового договора (ГПД) согласно требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 273-ФЗ.

Напомним, что при заключении трудового договора работодатель в десятидневный срок обязан сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ).

То есть может сложиться ситуация, когда трудовой договор с вновь принятым сотрудником, бывшим госслужащим, после получения впоследствии несогласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, должен быть прекращен. А сотрудник уволен по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

С ведением информации о трудовой деятельности и трудовом стаже работника в электронном формате в определенных случаях работодателям сложнее будет получить информацию о факте службы в госорганах принятого на работу сотрудника.

Неуведомление нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц до 50 тыс. руб.; на юридических лиц — до 500 тыс. руб. (ст. 19.29 КоАП РФ).

Важно помнить, что работодатель не вправе требовать при устройстве на работу от кандидата документы, не предусмотренные ТК РФ, такие как согласие комиссии по урегулированию конфликта интересов. Неправомерным будет и отказ в приеме на работу бывшего госслужащего по данному основанию.

При сокрытии тем или иным способом госслужащим информации о том, что он ранее замещал в течение двух лет после увольнения с соответствующей службы должности государственной или муниципальной службы, работодатель (заказчик услуг) не будут нести административную ответственность за невыполнение данной обязанности. Об этом сказано в последнем опубликованном «Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2019)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019), где в разделе «Практика применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» прямо указано:

«…при невозможности получения соответствующей информации из трудовой книжки гражданина или других представленных им при трудоустройстве документов у работодателя, заключающего с ним трудовой договор, отсутствует обязанность самостоятельно устанавливать путем запроса от иных лиц сведения о должности государственного или муниципального служащего, занимаемой им ранее».

Источники

http://www.audit-it.ru/articles/personnel/a114/1005206.html

Литература

  1. Исаев, Сергей Регистрация фирмы. Самостоятельно, правильно и быстро / Сергей Исаев. — М.: Питер, 2010. — 160 c.
  2. История и методология естественных наук. Выпуск XXX. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 200 c.
  3. Кулаков В. В., Каширина Е. И., Карапетян Л. А., Старков О. В. Правоведение; Феникс — Москва, 2011. — 224 c.
  4. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, Юрайт, 2010. — 384 c.
  5. Конституционное право зарубежных стран; АСТ, Сова — Москва, 2010. — 160 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях