Самые полезные юридические советы

Закон о медиации

Закон о медиации - картинка 1
Предлагаем ознакомится с тематической информацией в статье: "Закон о медиации". На все возникшие вопросы ответит онлайн-консультант.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ
«Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

С изменениями и дополнениями от:

2, 23 июля 2013 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 7 июля 2010 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Справки о практике применения настоящего Федерального закона, утвержденные Президиумом Верховного Суда РФ 6 июня 2012 г. и 22 июня 2016 г.

Президент Российской Федерации

Процедура медиации необходима для того, чтобы стороны с участием независимого лица (медиатора) могли достичь взаимоприемлемого соглашения.

Медиацию можно применять после того, как возникли споры, рассматриваемые в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства.

Процедуру разрешено использовать как до обращения в суд, так и после начала разбирательства. Она проводится на основании соглашения. Определены его условия. Услуги могут оказываться за плату или безвозмездно.

Сроки проведения процедуры определяются соглашением. Максимальный — 60 дней.

Закреплен правовой статус медиатора. Его деятельность не является предпринимательской. Медиатор не может представлять какую-либо сторону, оказывать ей юридическую, консультационную или иную помощь.

Медиатор вправе вести деятельность как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Могут создаваться саморегулируемые организации медиаторов. Закреплен их статус.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 июля 2010 г. N 168, в Собрании законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 31 ст. 4162

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 октября 2019 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 233-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Источники

http://base.garant.ru/12177508/

Новые правила медиации. Медиативное соглашение, заверенное у нотариуса, станет исполнительным документом, а за судебным примирением можно будет обращаться к судьям в отставке

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Юрист». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Закон о медиации - картинка 3

ЭЖ-Юрист

Российская правовая газета, издается с 1998 года. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем: 16 полос.

Источники

http://www.eg-online.ru/article/405743/

Закон о медиации

​​С 2010 года в Российской Федерации работает закон о медиации. Это способ урегулировать спор между гражданами без привлечения судебной власти. Технология активно применяется на Западе, но пока не широко представлена в России. Связано это с несколькими аспектами, одним из них является отсутствие у граждан знаний о процедуре и особенностях ее применения.

Законодательство о процедуре медиации

Нормативным актом, регулирующим проведение процедуры медиации, является 193 ФЗ от 2010 года. Закон состоит из двадцати статей, которые скорее не отвечаю на вопрос применения практики, а стимулируют появление большего количества неясностей. В основе процедуры лежит принцип досудебного урегулирования споров с привлечением независимого посредника. Важнейшим аспектом является добровольность обращения к медиаторам и готовность находить компромисс.

Общие положения

Закон о медиации - картинка 4В федеральном законе зафиксированы сведения относительно следующих аспектов применения института:

  1. Принципы проведения процедуры — добровольность, равноправие сторон, конфиденциальность информации.
  2. Условия применения медиации — соглашение сторон до обращения в суд.
  3. Выбор медиатора и оплата его услуг — беспристрастное лицо, оказывающее услуги на бесплатной и платной основе. Денежные средства вносятся сторонами в равных пропорциях.
  4. Порядок проведения процедуры — устанавливается сторонами.
  5. Сроки процедуры — не более шестидесяти дней, за исключением редких случаев.

Выступать профессиональными медиаторами могут лица старше двадцати пяти лет имеющих высшее образование в профильной сфере, а также прошедшие курсы повышения квалификации по направлению медиации.

Дополнения к закону

Последняя корректировка текста закона была произведена в 2013 году. Нововведением стало изменение четвертого пункта восемнадцатой статьи. В соответствии с корректировкой внесение организации медиаторов в реестр допустимо двумя способами:

  • штат компании насчитывает более ста профессионалов;
  • объединение двадцати организаций, которые оказывают соответствующие услуги.

За девять лет существования закона было сформировано множество комментариев к отдельным пунктам нормативного акта. Они возникали как необходимость уточнения положений. В некоторых случаях объяснения были основаны на практике применения.

Закон о медиации - картинка 5

Практика применения

Закон о медиации - картинка 6Институт медиации нов для российских граждан. Во-первых, закон появился только в 2010 году. Во-вторых, он неактивно интегрируется в правовую сферу. Есть несколько причин медленного внедрения медиации:

  1. Недоверие граждан к данному методу разрешения конфликтов, нежелание брать на себя ответственность за принятое решение.
  2. Необходимость дополнительных затрат.
  3. Отсутствие централизованной системы альтернативного решения споров.
  4. Несовершенство законодательства, в частности, отсутствие четкого перечня споров, которые допустимо решить посредством медиации без обращения в суд.

[1]

Что касается самих медиаторов, то требования к ним тоже неоднозначны, что провоцирует дополнительное недоверие людей. Как показывает практика, граждане охотнее обращаются к юристам.

Принципы

Третья статья закона, посвящена принципам, при которых допустимо применение процедуры медиации. К ним относятся:

  • добровольность — стороны вправе в любой момент (до вынесения судебного решения) вступить и выйти из процедуры, а также установить условия;
  • конфиденциальность — запрет на разглашение сведений, публичные заявления по делу;
  • сотрудничество и равноправие сторон — идея института основана на возможности договориться без привлечения суда, поэтому лица должны стремиться к компромиссу;
  • беспристрастность и независимость медиатора — не имеет личного интереса в споре, не представляет какую-либо из сторон.

Если действия медиатора стали ориентированными на одну из сторон, его снимают с должности.

Участники

В процедуре медиации задействовано несколько категорий граждан:

  1. Стороны спора. Участниками медиации могут быть граждане, имеющие конфликт по гражданскому, трудовому или семейному праву. Субъектами выступают как физические, так и юридические лица.
  2. Медиатором может быть только физическое лицо, обладающее соответствующим уровнем профессиональной подготовки.
  3. Организация, представляющая услуги по альтернативному урегулированию конфликтов. Участие компании обязательно, если был нарушен принцип беспристрастности посредника и требуется привлечение другого специалиста.

Процедура

Юридическое регулирование процедуры основано на заключении трех соглашений:

  • о применении, где фиксируется добровольность участия сторонами;
  • об условиях, отражающее процедуру проведения медиации;
  • медиативное соглашение.

Под последним понимаются достигнутые между сторонами договоренности. Соглашение заключается в письменной форме и содержит полные сведения о том, как проходила процедура, кто в ней участвовал.

Закон о медиации - картинка 7

Прекращение медиации

Прекращение медиации осуществляет по нескольким основаниям:

  1. Заключение медиативного соглашения — достижение компромисса.
  2. Заключение соглашения о прекращении процедуры.
  3. Заявление одной из сторон об отказе от переговоров.
  4. Заявление медиатора о нецелесообразности проведения дальнейших действий.

Отметим, что есть и ограничения по срокам. По общему правилу переговоры должны длиться не более шестидесяти дней. По истечению этого срока необходим выбор одного из вышеуказанных оснований.

В 2020 году процедура медиации несовершенна. Связано это как с несовершенством законодательства, там и с несущественным применением практики. По закону многие виды споров могут рассматриваться в досудебном порядке с применением медиации, но граждане чаще обращаются в суд.

Источники

http://zakonoved.su/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD-%D0%BE-%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.html

Закон о медиации с последними изменениями

При возникновении споров и затруднения их решения в судебных инстанциях, стороны вправе прибегнуть к услугам независимого посредника, который изучает предмет конфликта и способствует установлению компромиссного решения. Деятельность данных посредников, именуемых медиаторами, регулируется законодательным актом № 193-ФЗ.

Общие положения

Федеральный закон № 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” был принят Государственной Думой в третьем чтении 7 июля 2010 года и одобрен Советом Федерации 14 июля того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 27 июля 2010 года.

Законодательство о медиации состоит из 20 статей, определяющих следующие составные элементы:

Настоящее законодательство предусматривает применения процедуры медиации только для решения споров, возникающих при гражданских правоотношениях, включая предпринимательскую и экономическую деятельность, а также при решении трудовых и семейных конфликтов. Данная операция осуществляется во время разрешения спорных ситуаций во время судопроизводства в гражданских и арбитражных судах. Если конфликт является коллективных или он затрагивает третьи лица, а также выходит за компетенции установленных судебных инстанций, запрещается использовать услуги посредников.

ФЗ о статусе судей с последними изменениями на 2018 год по ссылке:

Процедура медиации осуществляется на основе следующих принципов:

  • добровольность;
  • конфиденциальность;
  • сотрудничество;
  • равноправие;
  • беспристрастность;
  • независимость.

Нельзя прибегать к услугам медиатора, если одна из сторон не поддерживает данной инициативы.

Процедура медиации применяется при следующих условиях:

  • Стороны должны добровольно составить письменное соглашение о привлечении медиатора для решения спорной ситуации и предоставить ссылку на материалы, являющиеся предметом конфликта;
  • Процедурой можно воспользоваться до обращения в суд для решения спора или после, во время судебного разбирательства по рекомендации судьи;
  • Договор о медиации не препятствует одновременному обращению в суд;
  • Осуществление процедуры разбирательства при помощи посредника начинается с момента подписания соответствующего соглашения;
  • Если одна из сторон не отвечает на инициативу о применении медиации в течении тридцати дней, данное предложение является отклонённым.

Договор о применении процедуры медиации должен оформляться в соответствии с требованиями ч.2 ст.8 настоящего законодательства.

Какие были внесены изменения?

Последние поправки в ФЗ-193 были внесены 27 июля 2013 года. В ходе указанной редакции был изменён пункт 1 части 4 статьи 18, предусматривающий включение саморегулируемой организации медиаторов в государственный реестр при условии, что в её штате находится более ста действующих профессиональных представителей, выполняющих медиаторную деятельность или при объединении двадцати организаций, предоставляющих услуги по решению споров при помощи медиации.

Комментарии к 193 ФЗ

Комментарии к законодательству о медиации позволяют разобраться в неоднозначных положениях и спорных утверждениях. Разработанные опытными юристами объяснения как ко всему закону, так и к каждой отдельной статье разъясняют суть законодательного документа, а также исключают возможность двоякого понимания и толкования требований закона.

ФЗ-193 был принят с целью разгрузки судебных инстанций посредством создания дополнительного правового инструмента, который позволяет разрешать судебные споры наряду с существовавшими на момент его создания третейскими судами и прямых переговоров конфликтующих сторон. Данный альтернативный способ урегулирования споров с помощью независимого посредника, медиатора, направлен на содействие развитию партнёрских отношений и установлению деловой этики, а также согласования социальных связей.

Скачать действующую редакцию закона о медиации

Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 193-ФЗ от 27.07.2010 “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” рекомендуется скачать текст законодательства, содержащим последние изменения, по ссылке ниже.

Источники

http://lawlinks.ru/zakon-o-mediacii/

Федеральный закон о медиации

Медиация, новое явление в российском праве. Правовому акту, регламентирующему его, на днях исполнилось всего семь лет – детский возраст по сравнению с другими правовыми институтами разрешения конфликтов. Но начало положено, новый способ урегулирования споров включен в правовое поле, применяется на практике и достаточно успешно развивается. Разберемся что нового предложил законодатель, какие особенности присущи новому механизму, для этого внимательно прочитаем Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Медиация

До принятия рассматриваемого акта, закон предусматривал следующие основные способы разрешения разногласий между участниками спора:

  • переговоры;
  • третейское разбирательство;
  • разрешение спора государственным судебным органом.

Приведенный перечень далеко неполный, в него следовало бы включить разрешение споров в административном порядке связанные с обращением в различные государственные органы, например, обжалование их решений в порядке подчиненности, жалобы в ФАС и прочие, но поскольку, как будет сказано ниже, применение медиативных процедур в этих ситуациях невозможно, мы выделили только три основных способа.

Из приведенного списка только переговоры, как способ разрешения ситуации, позволяет сторонам с самого начала самостоятельно достичь приемлемого решения, прийти к компромиссу. Включение в спор органа, уполномоченного постановлять решение, значительно сужает возможности, ограничивает варианты решения проблемы, но не исключает мирового соглашения.

Если проанализировать последние тенденции развития процессуального права, становится очевидным, что законодатель настойчиво внедряет в практику разрешения конфликтов нормы, предписывающие сторонам в первую очередь попытаться договориться. С этой целью в процессуальные кодексы внесены нормы об обязательном досудебном урегулировании спора по большинству категорий дел. На практике действия истцовой стороны, на которую возложена эта обязанность, сводятся к направлению претензии, до реальных переговоров процесс доводится редко.

Одной из причин, по которой дело все же доходит до суда, является нежелание сторон вступать в прямые переговоры, договариваться, обусловленное накопившимися взаимными претензиями, обидами, некорректным поведением одной из них в прошлом и прочими чисто субъективными мотивами. На преодоление этих препятствий направлена процедура медиации.

Закон определяет медиацию как добровольный способ решения разногласий, реализуемый через участие посредника – медиатора (см. п.п. 2 ст. 2). Основное отличие такого способа разрешения конфликта – порядок принятия решения. Судебный порядок предполагает активное участие судьи в постановлении решения. Медиация отстраняет посредника от рассмотрения, анализа обстоятельств и принятия решения. Каким образом разрешиться спор устанавливают его стороны.

Когда применяется

Разрешить через процедуру медиации можно любой спор, если он основан на гражданских, семейных или трудовых отношениях (но только не коллективные споры). Другие разногласия не могут быть предметом медиации. Также ограничивает возможность применения процедуры включение в разногласия интересов третьих лиц или публичных (см. п. 2 ст. 1).

Прийти к соглашению о проведении медиации можно как на стадии досудебной, так и во время рассмотрения дела судом или арбитражным судом (см. п. 4 ст. 1). Достигнутые договоренности утверждаются судьей в качестве мирового соглашения. Вместе с тем наличие предварительной договоренности о привлечении медиатора не является безусловным основанием для остановки производства по иску или отложении судебного разбирательства. При веских доводах, в интересах одной из сторон, суд может рассмотреть дело по существу (см. ст. 4).

Условия применения

Применение медиации может быть заранее предусмотрено сторонами сделки, путем медиативной оговорки. Важно чтобы это условие было зафиксировано письменно (см. ст. 7).

Направить предложение о привлечении медиатора может любая сторона самостоятельно или через медиатора. Предложение может исходить и от судьи, рассматривающего спор. В любом случае процедура начнется только после заключения сторонами соглашения, предусматривающего:

  • сведения о предмете разногласий;
  • информацию о посреднике, привлеченном для организации переговоров;
  • порядок их проведения;
  • условия участия сторон в расходах на процедуру;
  • конкретный срок, в который стороны планируют договориться.

Срок ответа на предложение о медиации указывается в предложении о ее проведении. Если письмо не содержало такого указания, срок признается равным тридцати дням. По прошествии этого времени предложение считается отклоненным.

Процедура

Со дня заключения соглашения начинается процедура медиации. Она должна быть окончена за шестьдесят дней, если не был согласован более короткий срок. В исключительных случаях, при согласии всех участников процесса, включая медиатора, срок переговоров может быть увеличен. При любых обстоятельствах переговорный процесс не должен тянуться больше ста восьмидесяти дней, а проводимый в рамках судебного процесса – шестидесяти (см. ст. 13).

Конкретный порядок действий сторон определяется по соглашению между ними. Стороны могут поручить медиатору определять порядок ведения переговоров и совершения действий. Каких-либо ограничений или обязательных предписаний в отношении процедурных вопросов закон не содержит.

Предложения, направленные на урегулирование спора должны исходить от сторон. Посредник не вправе предлагать сторонам конкретные варианты решения, вмешиваться в процесс согласования условий. Однако, по взаимному согласию стороны могут обратиться за помощью к медиатору.

Закон запрещает сторонам разглашать без взаимного согласия любы сведения, ставшие им известными во время медиации. Медиатор вправе делать публичные заявления только с разрешения участников процесса.

Посредники

Закон специально оговаривает, что медиация не является предпринимательской деятельностью. Оказывать сторонам помощь в достижении согласия могут любые физические лица, отвечающие следующим требованиям:

  • старше восемнадцати лет;
  • отсутствие судимости.

Если посредник действует на профессиональной основе, он должен отвечать дополнительным требованиям:

  • быть старше двадцати пяти лет;
  • получить высшее и дополнительное образование в области медиации.

Медиатор должен действовать беспристрастно и быть независимым от участников спора. Заинтересованность в итогах разрешения спора или родственные отношения с одним из участников, являются препятствиями к участию посредника в переговорном процессе.

Число посредников, которых можно привлечь к медиации, не ограничено.

Медиативное соглашение

При достижении положительного результата стороны заключают медиативное соглашение, представляющее собой гражданско-правовую сделку, содержащую обязательства, принятые сторонами, и условия их исполнения. Ее выполнение может обеспечиваться любым из предусмотренных ГК способов. Защита интересов сторон по такой сделке осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Прекращение медиации

Основаниями прекращения процедуры медиации являются:

  • заключение медиативного соглашения;
  • заключение соглашения о прекращении процедуры;
  • заявление одной стороны об отказе от продолжения переговоров;
  • заявление посредника о прекращении процедуры ввиду нецелесообразности ее продолжения.

В первых двух случая процедура считается окоченной в момент заключения соответствующих соглашений. В последних – со дня направления заявлений.

Заключение

Закон о медиации носит рамочный характер, регламентируя только основные моменты отношений участников медиативных отношений, устанавливая принципы. Сторонам спора и посредникам предоставлено большое пространство для маневра, ведения переговоров и достижения конструктивного решения. Может показаться, что излишняя свобода в процедурных вопросах является недостатком нормативного акта, ведь мы так привыкли к доскональному регулированию каждого действия во время судебного процесса, но это не так. Цель медиации в достижении добровольного компромиссного решения, излишнее правовое регулирование не будет способствовать ее достижению.

Источники

http://pokodeksu.ru/grazhdanskoe-pravo/federalnyy-zakon-o-mediatsii.html

ФЗ о медиации — основные положения

Закон о медиации - картинка 9

ФЗ № 193 о медиации

Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 № 193-ФЗ, вступивший в силу с 01.01.2011, устанавливает условия реализации этого механизма, принципы деятельности медиаторов, требования к ним и т. д. Он разработан в целях создания стратегии эффективного партнерства и установления порядка в социальных отношениях.

Медиация имеет свой особенный механизм, отличный от других легализованных способов примирения. Суть процедуры заключается в создании условий для урегулирования конфликта сторонами самостоятельно. Обеспечение таких условий является основной задачей независимого посредника — медиатора. Рассматриваемый способ примирения направлен не только на разрешение спора, но и на предупреждение дальнейших противоречий во взаимоотношениях сторон.

Отношение общества к закону о медиации по сей день противоречиво:

  • одни считают его недоработанным, нецелостным и не дающим возможности его полноценной реализации;
  • другие, наоборот, оценивают закон положительно, при этом его невостребованность аргументируется низкой правовой культурой.

[2]

Этот институт тяжело вливается в практику правоприменения. Несмотря на обеспечение всевозможных условий для развития медиации (создание полноценной нормативной базы, развитие сети служб медиации и т. д.) со стороны государства, эта процедура до сих пор многим незнакома.

Когда и кем применяется закон о медиации в РФ

ФЗ о медиации в РФ применяется:

  • Юридическими и физическими лицами при разрешении гражданских, трудовых, семейных споров. Подробнее о сфере применения закона можно узнать из статьи «Медиация как способ урегулирования конфликтов».
  • Судьями судов общей юрисдикции, арбитражных, третейских, т. к. медиация может проводиться не только до подачи иска в суд, но и в процессе его рассмотрения (в т. ч. по предложению судьи). Судом утверждается медиативное соглашение (документ, отражающий результат урегулирования конфликта) в качестве мирового. Кроме того, на суды возлагается просветительская работа в сфере медиации: создание и размещение на стендах, сайте информационных материалов о процедуре, законе, открытие примирительных комнат.
  • Медиаторами и организациями, обеспечивающими проведение процедуры, т. к. этот документ напрямую регламентирует их деятельность.

О процедуре медиации

Информации о самой процедуре медиации в законе № 193-ФЗ немного, никакого четкого порядка не определено, этапы не выделены. Процесс примирения закрепляется индивидуально для каждого спора в виде соглашения о проведении медиации (ст. 11 закона № 193-ФЗ), при составлении которого сторонам следует учитывать условия медиативной оговорки и правила, утвержденные организацией, обеспечивающей проведение процедуры.

Конкретный порядок процедуры, а именно: сроки, процесс выбора медиатора, условия оплаты его вознаграждения, права и обязанности участников, их пожелания и иное — устанавливается исходя из общих норм закона № 193, АПК РФ, ГПК РФ.

ВАЖНО! Общий срок проведения процедуры — 60 дней. В особых случаях на досудебной стадии урегулирования, когда требуется время на сбор документации или сведений, он может составлять до 180 дней.

Окончанием процедуры является день:

  • подписания медиативного соглашения;
  • подписания соглашения о прекращении примирительного процесса;
  • направления посредником соответствующего извещения участникам в случае нецелесообразности дальнейшей работы;
  • получения посредником соответствующего извещения от сторон/стороны;
  • истечения срока проведения процедуры.

Законом предусмотрено обеспечение конфиденциальности в отношении всей рассматриваемой процедуры, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и самими сторонами. То есть ни посредник, ни сами участники конфликта не вправе рассказывать об инициации процедуры, мнениях, обозначенных в процессе ее проведения, предварительных договоренностях.

ВАЖНО! Конфиденциальность важна тем, что позволяет достичь доверия, которое является одним из ключевых аспектов эффективности рассматриваемой процедуры.

Правовое и организационное регулирование медиации

Правовое и организационное регулирование медиации осуществляется в основном согласно закону № 193-ФЗ. Также при ее реализации действуют положения следующих нормативных актов:

Закон о медиации раскрывает условия реализации этого механизма, принципы деятельности медиаторов, требования к ним. При этом порядок проведения самой процедуры описывает весьма расплывчато. Его можно установить, проанализировав все правовые и организационные нормы, посвященные этой примирительной процедуре.

К лицам, использующим данный закон, относятся организации и граждане, категория спора между которыми позволяет его разрешение путем рассматриваемого примирительного механизма с участием судьи, посредника.

Источники

http://rusjurist.ru/reshenie_sporov/mediaciya/fz_o_mediacii_osnovnye_polozheniya/

Юридическая компания Аймрайт

Вы можете воспользоваться услугами профессионального сертифицированного медиатора, работающего в нашей компании.

Закон о медиации - картинка 1027 июля 2010 года был принят Федеральный закон № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее «Закон о медиации» или «Закон»). В соответствии со ст. 20 он вступил в силу с 1 января 2011 года.

В его развитие также был принят Федеральный закон № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее Закон о внесении изменения в связи с принятием Закона о медиации). Он также вступил в силу с 1 января 2011 года.

Эти законы стали результатом долгих дискуссий о принципиальной необходимости введения медиации в правовое поле. Попробуем разобраться в том, что же получилось в итоге.

1. Понятие медиации и споры, к которым она может применяться.

Согласно п.2 ст. 2 Закона под процедурой медиации понимается

«способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения».

Таким образом, медиация в первую очередь является способом разрешения споров. Очевидно, что не все споры могут быть разрешены с помощью медиации. Она не применима к уголовным и иным отношениям с участием властного субъекта. Поэтому в п.2 ст. 1 Закона указывается, что

«медиация применяется к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений».

Оставим на совести законодателя вопрос о соотношении трудовых и семейных правоотношений с гражданскими, но суть закрепленного правила вполне ясна: договариваться можно только с равноправным субъектом, а в отношениях власти-подчинения процедуре медиации места нет. Это предопределено также и тем, что в этой сфере экономическая целесообразность, рациональность, нравственность, которые и создают основу для примирительных процедур, уступают место примату принципа законности.

Отметим, однако, что согласно п.3 ст. 1 Закона о медации процедура медиации может применяться и к спорам, возникающим из иных отношений, если это прямо предусмотрено федеральным законом. О каких спорах здесь идет речь? Можно предположить, что законодатель рассчитывает распространить процедуру медиации на некоторые области дискреционных полномочий должностных лиц. То есть когда возникает публично-правовой спор, и согласно закону должностное лицо может принять различные решения с учетом необходимости обеспечения государственных интересов, то здесь можно найти место процедуре медиации, потому что принимается во внимание целесообразность действий должностного лица. Кроме того, использование в п.3 ст. 1 Закона термина «отношения» в противовес термину «правоотношения», используемому в п.2 ст.1 наталкивает на мысль о том, что медиация в будущем может применяться и к спорам неправового характера. Но это все лишь предположения, а на какие конкретно споры, помимо гражданских, семейных и трудовых будет распространяться процедура медиации покажет время.

Следует затронуть вопрос о том, как соотносятся понятие «спор, вытекающий из гражданских правоотношений», используемое в п.2 ст. 1 Закона и понятие «гражданско-правовой спор» как спор о праве. Мы будем исходить из концепции спора о праве в объективном смысле, согласно которой под гражданско-правовым спором мы будем понимать объективное состояние нарушенности или оспоренности субъективных гражданских прав. Таким образом, гражданско-правовой спор возникает в случае нарушения или оспаривания субъективного гражданского права. Так если поставщик передал товар, а покупатель не оплатил продукцию, то нарушено право поставщика на получение оплаты и возникает спор о праве гражданском. А содержание понятия «спор, вытекающий из гражданских правоотношений» тождественно содержанию «гражданско-правового спор» или шире? Нам представляется, что шире.

[3]

Рассмотрим, споры между сторонами, возникающие на стадии заключения договора по поводу его условий. Отношения, которые возникаю между сторонами на стадии согласования условий договора гражданско-правовые? Да, об этом свидетельствую положения главы 28 ГК РФ, регулирующие отношения сторон по поводу заключения договора. Однако, по общему правилу, у сторон нет права требовать включения каких-либо условий в договор. Поэтому отказ одной из сторон от условий, предлагаемых другой стороной, не есть гражданско-правовой спор, так как нет нарушенных или оспоренных субъективных прав. Но это спор, возникающий из гражданских правоотношений, и стороны могут применить к нему процедуру медиации.

Причем, в отличие от случая, предусмотренного ст. 446 ГК РФ, когда стороны передают преддоговорный спор на рассмотрение суда, и по существу суд проверяет лишь законность предлагаемых условий договора, при процедуре медиации стороны смогут придти к соглашению по любым условиям договора.

Несоответствие понятий ещё более ярко видно на примере с трудовым правом. Согласно ст. 381 ТК РФ

«Индивидуальный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров».

Таким образом, с точки зрения ТК РФ трудовой спор возникает только после того как он передается на рассмотрение комиссии по трудовым спорам или суда. Очевидно, что такая трактовка, хоть и не исключает возможности применения процедуры медиации к трудовым спорам, но существенно её ограничивает. Поэтому и здесь понятие «спор, вытекающий из трудовых отношений» должно пониматься шире, чем понятие «индивидуальный трудовой спор».

Заметим, что в силу п.5 ст. 1 Закона процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам. На первый взгляд это совершенно не логично. Уж где применяться медиации, как не в отношениях, основанных на социальном партнерстве, где невозможно применение государственного принуждения и единственное, что остается сторонам, так это договариваться. Однако если мы обратимся к главе 61 ТК РФ, которая регулирует порядок разрешения коллективных трудовых споров, то обнаружим, что она уже содержит регулирование примирительных процедур. Коллективный трудовой спор может разрешаться с помощью примирительной комиссии (ст. 402 ТК РФ) и с участием посредника (ст. 403 ТК РФ). В связи с наличия особого регулирования в главе 61 ТК РФ, коллективные трудовые споры были изъяты из под действия Закона о медиации. Хотя на наш взгляд установление субсидиарного применения этого Закона к отношениям по разрешению коллективных трудовых споров с участием посредника было бы вполне оправдано, так как ТК РФ не содержит детального регулирования этой процедуры.

2. Принципы проведения процедуры медиации.

Вкратце рассмотрим принципы проведения процедуры медиации, закрепленные в ст. 3 Закона:

Источники

http://imright.ru/pravovoe-regulirovanie-mediacii/

Литература

  1. Муранов, А. И. Российское регулирование отношений с иностранными элементами. Некоторые аспекты правового статуса и деятельности иностранных адвокатов / А.И. Муранов. — М.: Городец, 2014. — 144 c.
  2. Файкс, Г. Полиция возвращается. Из истории уголовной полиции ФРГ; М.: Юридическая литература, 2012. — 240 c.
  3. Егиазаров, В.А. Транспортное право: Учебник; М.: Юстицинформ; Издание 5-е, доп., 2012. — 552 c.
  4. Жилина, Е. А. Юридическая служба предприятия: cоздание и управление / Е.А. Жилина. — М.: КноРус, 2010. — 168 c.
  5. Арсеньев, К. К. Заметки о русской адвокатуре / К.К. Арсеньев. — М.: Автограф, 2015. — 560 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях