Самые полезные юридические советы

Закон о профсоюзах

Закон о профсоюзах - картинка 1
Предлагаем ознакомится с тематической информацией в статье: "Закон о профсоюзах". На все возникшие вопросы ответит онлайн-консультант.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ
«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

С изменениями и дополнениями от:

21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г., 1 июля, 28 декабря 2010 г., 2 июля 2013 г., 14 октября, 22 декабря 2014 г., 31 января, 3 июля 2016 г.

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

12 января 1996 года

Федеральный закон направлен на регулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами МСУ, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

Профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории РФ, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку. Они имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Действие Закона распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами РФ. Особенности применения Закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников ОВД РФ, органов ФСБ, таможенных органов РФ, ФОНП, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов МСУ, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Они самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы (которые должны предусматривать установленный законом перечень положений), положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия.

Правоспособность профсоюза как юридического лица возникает с момента государственной (уведомительной) регистрации в Минюсте РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Указанная регистрация является основанием для включения профсоюзов в реестр общественных объединений. Рассмотрены вопросы реорганизации и ликвидации профсоюзов.

Самостоятельные главы закона посвящены правам профсоюзов (на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, на содействие занятости, на информацию, на участие в урегулировании коллективных трудовых споров и т.д.), их гарантиям и защите.

За невыполнение своих обязательств по коллективному договору, соглашению, за организацию и проведение забастовки, признанной судом незаконной, профсоюзы и лица, входящие в их руководящие органы, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3 ст. 148, в «Российской газете» от 20 января 1996 г. N 12

[2]

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 17 декабря 2008 г. N 1060-О-П пункт 1 статьи 25 настоящего Федерального закона в той части, в какой им не допускается без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя признан не действующим и не подлежащим применению как содержащий положения, аналогичные ранее признанным Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ

Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. N 3-П признан не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 2), 37 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 (часть 3), пункт 3 статьи 25 настоящего Федерального закона в той части, в какой им не допускается без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 283-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 146-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источники

http://base.garant.ru/10105872/

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 января 1996 года №10-ФЗ

О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 21.03.2002 г. №31-ФЗ, 25.07.2002 г. №112-ФЗ, 25.07.2002 г. №116-ФЗ, 30.06.2003 г. №86-ФЗ, 08.12.2003 г. №169-ФЗ, 29.06.2004 г. №58-ФЗ, 09.05.2005 г. №45-ФЗ, 23.07.2008 г. №160-ФЗ, 30.12.2008 г. №309-ФЗ, 01.07.2010 г. №146-ФЗ, 28.12.2010 г. №404-ФЗ, 02.07.2013 г. №185-ФЗ, 14.10.2014 г. №307-ФЗ, 22.12.2014 г. №444-ФЗ, 31.01.2016 г. №7-ФЗ, 03.07.2016 г. №227-ФЗ, 03.07.2016 г. №283-ФЗ (вступ. в силу 01.01.2017 г.), 03.07.2016 г. №305-ФЗ)

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов (далее — профсоюзы).

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами, а также определяет правовое положение профессиональных союзов (профсоюзных организаций) и их объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения как видов общественных организаций, ассоциаций или союзов соответственно.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 22.12.2014 г. №444-ФЗ, 31.01.2016 г. №7-ФЗ)

[3]

Статья 2. Право на объединение в профсоюзы

1. Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Все профсоюзы пользуются равными правами.

2. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

3. Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.

4. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

5. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку — общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Статья 3. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

первичная профсоюзная организация — добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя — индивидуального предпринимателя, действующее на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо на основании устава первичной профсоюзной организации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза. В структуре первичной профсоюзной организации могут образовываться цеховые профсоюзные организации, профсоюзные группы или иные структурные подразделения в соответствии с уставом соответствующего профсоюза;

общероссийский профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности. В структуре общероссийского профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации;

общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов — добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;

межрегиональный профсоюз — добровольное объединение членов профсоюза — работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации. В структуре межрегионального профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации;

Источники

http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1737

ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

Работники являются самой незащищенной категорией граждан в трудовых отношениях. Для защиты своих прав и интересов они объединяются в профсоюзы. Закон дает гарантию того, что работники будут защищены от неправомерных действий руководства.

Какие в России есть законы о профсоюзах?

21 год назад был принят главный действующий ФЗ о профсоюзах, описывающий права и круг обязанностей работников, которые входят в это объединение. Вместе с тем были приняты другие нормативные акты (законы), повлиявшие на правовой статус профессиональных объединений:

  • Трудовой Кодекс (ТК РФ), возникший в конце декабря 2001 г.;
  • КоАП РФ, появившийся в то же время, что и ТК;
  • НК, состоящий из 2-х частей (конец июля 1998 и начало августа 2000 г.);
  • АПК от 24 июля 2002;
  • ГПК от ноября того же года.

Также интересы и полномочия профсоюзов предусмотрены в следующих действующих до сих пор Федеральных законах:

  • ФЗ «О занятости населения в РФ» от апреля 1991;
  • в Конституции РФ от апреля 1993 г., непосредственно в статье 30.

Законы о профсоюзах в России претерпевали множество изменений, некоторые даже были упразднены, как например ФЗ «Об основах охраны труда в РФ».

Описание ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

12 января 1996 года вступил в силу закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Данный закон регламентирует легитимность формирования подобных объединений, регулирует права и функции трудящихся и работодателей, осуществляет надзор за деятельностью профсоюзов и их участием в рабочем коллективе. Это может быть и разработка проекта рабочего соглашения и решение споров в рабочем коллективе.

Закон о профсоюзах состоит из 6 глав и 33 статей:

  • общие положения, рассказывающие о независимости, об уставах, о регистрации и ликвидации подобных профессиональных союзов (статьи 1-10);
  • ключевые права объединений сотрудников (ст. 11-23);
  • гарантии прав профессиональных объединений (ст. 24-28);
  • наказание за нарушение прав профессиональных союзов и их защита в суде (ст. 29-30);
  • за что несут ответственность профсоюзы (ст. 31);
  • заключительные положения закона (ст. 32-33).

Поправки в ФЗ о профкоме вносились в последней редакции от 3 июля 2016 года, чьи изменения и дополнения вступили в силу с наступлением 2017 г.

Скачать о профсоюзах 10-ФЗ

Основные положения ФЗ-10 дают понятие читателям о возможности для всех граждан создавать и вступать в профессиональные союзы. В данном законе о независимом профсоюзе речь идет об объединениях работников, сплотившихся для защиты своих прав. Также закон определяет отношения между работодателем и работником.

Скачать закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в последней действующей редакции можно по ссылке.

Последние изменения

Последняя редакция действующего закона о профсоюзах датируется 3 июлем 2016 . Но ее положения вступили в силу в январе наступившего 2017 года.

Статья 7

Статья 7 закона о профсоюзах претерпела небольшие изменения в редакции от 22 декабря 2014 года. Поправка коснулась лишь наименования самой статьи, которое в новой редакции сократилось до «Уставы профсоюзов». Здесь встречается описание правил составления свода правил профессиональных объединений.

Профсоюзы, являясь самостоятельной организационной единицей, сами занимаются разработкой и утверждением свода правил (уставов). Также занимаются созданием профсоюзных органов и определяют их полномочия, занимаются организацией деятельности, проводят собрания и организуют другие мероприятия.

Свод правил для профсоюзов должен содержать по закону:

  • название, задачи и цели профессионального союза;
  • категория людей, объединяемых в профессиональные группы;
  • условия и процедура формирования рабочих объединений, принятие и выход членов из союза работников, их права и круг обязанностей;
  • упоминание территории, где осуществляется деятельность профсоюзного объединения;
  • структура организации;
  • процедура создания и ответственность профсоюзных органов, период действия их полномочий;
  • процедура занесения в устав дополнений и изменений, уплата первоначальных и членских взносов;
  • источник дохода и управление имуществом профессионального союза;
  • физический адрес профсоюза;
  • процедура приостановки деятельности, реорганизации и ликвидации, распоряжение имуществом.

Для ассоциаций трудового объединения, свод правил (устав) должен содержать по закону следующую информацию:

  • название, задачи и цели профессиональных объединений;
  • количество участвующих;
  • пределы территории, где осуществляется деятельность профсоюз;
  • процедура создания и компетенция соответствующих органов;
  • адрес, период исполнения обязанностей профсоюзных органов;
  • источники доходов и их использование;
  • процедура изменения устава, внесение дополнительных пунктов;
  • процедура ликвидации.

Статья 19

В последней редакции закона непосредственно было произведено изменение статьи 19. Она говорит о правах объединений работников контролировать соблюдение положений ТК. Надзор ведется за соблюдением данного кодекса работодателем и решаются вопросы, связанные с нарушениями трудового договора, рабочего времени, отпуска и т. д. Члены профсоюзов, заметившие неправомерные нарушения, имеют право указать на них и потребовать устранения нарушений. Работодатель, получивший претензию от профессионального союза, обязан в недельный срок дать ответ о результатах рассмотрения заявления и принятых мерах.

По закону профсоюзы имеют право формировать собственные инспекции труда и наделять их функциями. Выполняя свои полномочия, происходит взаимодействие с федеральной службой исполнительной власти, которая ведет госконтроль за соблюдением ТК. Инспектор труда имеет возможность свободно посещать и проводить проверку организаций на наличие несоответствий с положениями законов.

Источники

http://210fz.ru/fz-o-profsoyuzax/

Закон о профсоюзах с последними изменениями

На сегодняшний день одной из самых незащищенных в собственных правах и интересах категорией граждан считаются работники. Именно поэтому был создан такой вид объединения, как профессиональные союзы. Государством был создан и принят специальный закон, позволяющий работникам вступать в группы и регулирующий защиту их прав от незаконных действий работодателей.

Список законов о профсоюзах в РФ

Существует ряд положений, регулирующих сферу деятельности профсоюзов. Эти положения входят в 7 законов, актов и кодексов.

Законы о профсоюзах в России, контролирующие их деятельность и регулирующие статус:

  • Трудовой кодекс РФ. Трудовой кодекс был принят 21 декабря 2001 года и регулирует права и обязанности участников профсоюзов, их деятельность и некоторые полномочия и функции;
  • Гражданский процессуальный кодекс РФ. ГПК был принят 23 октября 2002 года и регламентирует судебные процессы, связанные с проф объединениями;
  • Кодекс об административных правонарушениях. КоАП был принят 20 декабря 2001 года и соответственно определяет ответственность и наказания за нарушения;
  • Арбитражный процессуальный кодекс. АПК был принят 14 июня 2002 года и он определяет судебные дела, участников судебных процессов, доказательства, решения судебных органов и т. д.;
  • Налоговый кодекс. НК был принят 16 июля 1998 года и определяет систему налоговых сборов, тарифы, способы оплаты и т. д.;
  • Федеральный закон 1032-1 о занятости населения. ФЗ 1032-1 был принят 19 апреля 1991 года;
  • Статья 30 Конституции России. Статья 30 была принята в 1993 году.

На данный момент большую часть деятельности профессиональных объединений регулирует Федеральный закон 10. Ранее также существовал закон номер 181 об охране труда, но 6 октября 2006 года он утратил силу и был исключен. Также некоторые положения можно почерпнуть из ФЗ № 294. Подробности по ссылке:

Общие положения ФЗ о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности

Профком ФЗ был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года. Последние изменения в него были внесены 3 июля 2016 года. Федеральный закон 10 содержит 6 глав и 33 статьи. Этот закон позволяет государству контролировать возникающие правоотношения при создании и объединении гражданами проф. союзов, а также при развитии в этих объединениях деятельности. Также закон регламентирует процессы создания таких союзов, формы деятельности, определяет права и обязанности участников профсоюзов, гарантии защиты их интересов и реализации прав и свобод.

Краткое содержание Федерального закона номер 10 о профессиональных союзах и их правах:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера регулирования описываемого закона. Дано определение права граждан на объединения, даны основные принципы таких объединений. Перечислены термины и понятия, используемые в законе и даны их определения. Оформлена информация о значении для профсоюзов независимости и их права на независимость. Перечислены другие законы, акты и нормативы, регулирующие настоящую область деятельности. Описаны уставы, их форма и категории. Описана регистрация профессиональных объединений в качестве юридических лиц и их реорганизация в компании и организации. Оформлены запреты на дискриминацию граждан. Подробно описана реорганизация, приостановление работы участников объединения, полная ликвидация и приостановка. Даны причины возможных запретов на осуществление деятельности;
  • В главе второй даны списки прав для граждан из различных проф объединений и список прав и полномочий для самих объединений. Подробно перечислены и описаны права профессиональных союзов на защиту собственных прав и интересов, на контроль и корректировку в случаях конфликтов и ссор, на ведение переговоров, заключение сделок, контроль за исполнением обязанностей договоров и на содействие занятости. Оформлены правоотношения объединений с работодателями и государственными органами и учреждениями. Описаны также правоотношения союзов с другими работниками и другими проф объединениями. Перечислены и описаны права профессиональных объединений на доступ к информации, защиту участников во время возникновения трудовых споров, участие в повышении квалификации или получении дополнительного образования, на соц. защиту и приватизацию гос. имущества. Также участники таких объединений имеют права на помощь и поддержку в деятельности по очищению и охране окружающей среды;
  • В главе номер три оформлена информация о гарантиях прав участников профсоюзов. Перечислены и подробно описаны гарантии прав на имущество, труд работников, участвующих в деятельности объединений, гарантии освобожденных работников, делегированных в органы и работников, не освобожденных от трудовых обязанностей. Дан список обязанностей работодателей, которые должны предоставить работникам из профсоюзов все условия для деятельности;
  • В г. четыре оформлена информация о защите перечисленных прав. Описана защита прав при помощи судебных разбирательств и через судебные органы. Оформлена ответственность, перечень наказаний за нарушения закона, штрафы и категории тяжести преступлений;
  • В пятой г. оформлена ответственность профессиональных союзов по причине нарушений или преступлений;
  • В шестой описаны дополнительные положения и заключительные требования и условия настоящего Федерального закона.

Работники имеют право добровольно вступать в проф объединения для осуществления определенной в уставе деятельности. У всех таких союзов равные права и обязанности, без исключений.

Последние изменения, внесенные в содержание закона

Последние изменения в описываемый Федеральный закон 10 были внесены 3 июля 2016 года, при принятии ФЗ номер 305. Изменения произошли в статье 4, пункте 2. В этом пункте была исключена фраза «органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

В ст. 7 ФЗ о профессиональных союзах написано, что устав таких объединений обязательно должен предусматривать следующее:

  • Полное название и подробное описание целей и задач объединения;
  • По какому порядку будет происходить возможная реорганизация или ликвидация, а также что будет происходить с имуществом в таких случаях;
  • Перечисление категорий работников и граждан, входящих в объединение;
  • Подробный адрес, где находится профсоюз;
  • Описание процесса принятия работника в проф объединение, а также исключение из него и права, обязанности и полномочия участников;
  • Оформление источников дохода и процесс управления общим имуществом;
  • Описание территории и ее границ, на которую распространяется деятельность профсоюзов;
  • Процессы внесения оплаты и взносов, а также порядок, по которому происходят какие-либо изменения в уставе;
  • Оформление процесса, по которому союз был организован и перечисление его полномочий;
  • Структура организации.

Согласно этой статье, профессиональные союзы должны самостоятельно составлять собственный устав, организовывать деятельность, проводить собрания и т. д.

Скачать текст 10 ФЗ в последней редакции

Текст настоящего Федерального закона будет полезен всем работникам, так как каждый из них имеет право создать или вступить в проф объединение. Сплотившись в группу, работники могут защищать собственные права и регулировать деятельность по защите интересов и свобод. Кроме того, этот закон регулирует некоторые аспекты правоотношений между работником и работодателем. Поэтому рекомендуется изучить текст описываемого закона.

Скачать Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» можно по ссылке.

[1]

Источники

http://lawlinks.ru/fz-o-profsoyuzax/

Законодательство о деятельности профсоюзов

Современное законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции и Трудового кодекса РФ (глава 58), Федерального закона от 12 января 1996 года «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Федерального закона от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях», Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (с изменениями, внесенными Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 24 ноября 1995 года №176-ФЗ и Федеральным законом «О внесении изменений в статью 20 Закона Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 1 мая 1999 года №93 ФЗ), Федерального закона от 20 октября 1995 года «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред.Федерального закона от 20 апреля 1996 года №36-ФЗ), Основ законодательства РФ об охране труда от 6 августа 1993 года (в ред.Федерального закона от 18 июля 1995 года №109-ФЗ) и др.

Это законодательство отражает новые социально-экономические условия, складывающиеся в российском обществе и государстве в настоящее время и значительно изменяет организационно-правовые основы деятельности профсоюзов в современных условиях.

Конституционное право граждан на объединение в профессиональные союзы закреплено в статье 30 Конституции РФ.

Более детальное регулирование данного конституционного права отражено в ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». В частности в ст. 2 закона говориться, что, профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку — общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

Если прежде профсоюзы зачастую выполняли не свойственные им функции, например, самостоятельно управляли фондом государственного социального страхования в качестве второй инстанции (после комиссии по трудовым спорам — КТС), участвовали в разрешении индивидуальных трудовых споров и др., то современный правовой статус позволяет профсоюзам сосредоточиться на выполнении своей главной задачи — представлять и защищать социально-экономические интересы трудящихся.

Принципиально новым элементом в правовом статусе российских профсоюзов являются нормы, отражающие федеративное устройство России и устанавливаемые соответствующим федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 72) вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Федеральное законодательство предусматривает возможность принятия субъектами Российской Федерации законов об отдельных видах общественных объединений, в том числе и о профсоюзах.

Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации. Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами. Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», то применяются правила международных договоров и конвенций.

Основные права профсоюзов отражены в ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в частности:

Профсоюзные органы имеют право обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Профсоюзы имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут быть учредителями средств массовой информации в соответствии с федеральным законом.

  • 8) право профсоюзов на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров: профсоюзы вправе создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза.
  • 9) право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде.
  • 10) право профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды.
  • 11) профсоюзы вправе иметь своих представителей в создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения.
  • 12) право профсоюзов на социальную защиту работников.
  • 13) право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров:
    • — в случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.

Основные права профсоюзов на практике трансформируются в субъективные права их органов.

Право представительства работников закреплено за профсоюзами Федеральным законом о профсоюзах, гл. 4 Трудового кодекса РФ и Законом «О коллективных договорах и соглашениях». Они представляют интересы своих членов по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам. Согласно ст.29 Трудового кодекса «интересы работников организации представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками, при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.»

Профсоюзы не только представляют интересы работников, но и защищают их социально-трудовые права. Так, права профсоюзов по защите права на труд заключаются в следующем:

  • 1. Принимают участие в разработке государственной политики занятости.
  • 2. Защищают права своих членов от незаконных переводов и увольнений и способствуют восстановлению на работе незаконно уволенных.
  • 3. Предлагают меры по социальной защите высвобождаемых лиц, закрепляют эти меры в коллективных договорах, социально-партнерских соглашениях на основе законодательства.
  • 4. Мероприятия по ликвидации организации, структурных подразделений, полная или частичная приостановка производства, влекущие за собой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, должны осуществляться работодателем лишь при предварительном уведомлении об этом соответствующих профсоюзов не менее чем за три месяца и проведении с ними переговоров по соблюдению прав и интересов трудящихся.
  • 5. Осуществляют контроль за состоянием занятости, соблюдением законодательства в области занятости.
  • 6. Имеют преимущественное право на ведение коллективных переговоров с работодателями и администрацией, заключение коллективных договоров и соглашений и контролируют их выполнение. В них они могут закрепить дополнительные гарантии права на труд для работников или их отдельных групп.

Профсоюзы участвуют в правовом регулировании социально-трудовых отношений на всех этапах этого регулирования: в правотворчестве, в правоприменении, в профилактике трудовых правонарушений, осуществляя профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства, а также и в восстановлении нарушенных индивидуальных или коллективных трудовых прав, принимая участие в рассмотрении трудовых споров, защищая при этом права работников.

Для такого участия в правовом регулировании труда профсоюзы наделены государством правом на участие в нормотворчестве и правоприменении, правом профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства. Так, проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).

Такие же проекты рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующего профсоюза. Таким образом, все нормативные акты, затрагивающие социально-трудовые права работников, должны пройти перед их принятием апробацию профсоюзов, которые могут сделать по ним замечания, предложения.

Все нормативные условия социально-партнерских соглашений и коллективных договоров принимаются с участием профсоюзов. На практике до сих пор почти на всех предприятиях, в учреждениях, организациях профсоюзный контингент совпадает, как правило, с составом трудового коллектива, поскольку почти все члены трудового коллектива являются членами одного профсоюза, так как не привились задуманные законодателем разновидности профсоюзов на производстве.

Закон о трудовых коллективах подчеркивает различие трудового коллектива и профсоюзной организации, указывая, что последняя есть одна из существующих в рамках трудового коллектива общественных организаций, выполняющая свойственные ей функции и обладающая определенными возможностями, т.е. правами в процессе управления социальными делами предприятия.

Профсоюзы представляют интересы работников не только коллективные, но и индивидуальные, когда, например, профком, защищая интересы работника, отказывает в даче согласия на его увольнение по сокращению штата. Используя право представительства, профсоюз активно реализует вою защитную функцию, которая является важнейшей гарантией трудовых прав и законных интересов всех работников и каждого из них в отдельности.

Для защиты социально-трудовых и других гражданских прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации.

Источники

http://vuzlit.ru/1223913/zakonodatelstvo_deyatelnosti_profsoyuzov

Литература

  1. Панов, А. Б. Административная ответственность юридических лиц / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2013. — 192 c.
  2. Кони, А.Ф. Избранные произведения; Юридическая литература, 2012. — 495 c.
  3. Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.
  4. Пепеляев, С. Г. Компенсация расходов на правовую помощь в арбитражных судах / С.Г. Пепеляев. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 186 c.
  5. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях