Самые полезные юридические советы

Закон о рынке ценных бумаг

Закон о рынке ценных бумаг - картинка 1
Предлагаем ознакомится с тематической информацией в статье: "Закон о рынке ценных бумаг". На все возникшие вопросы ответит онлайн-консультант.

Закон о рынке ценных бумаг в Российской Федерации

Рынок ценных бумаг — это финансовые отношения между его участниками, заключающиеся в выпуске и обороте акций, облигаций и других документов, представляющих материальную ценность. Другими словами, это часть финансового рынка, на котором перераспределение денежных средств осуществляется с помощью таких финансовых инструментов, как ценные бумаги.

Описание 39 ФЗ

Федеральный закон № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” регламентирует отношения, которые возникают при выпуске ценных бумаг и их обращении, независимо от эмитента, а также особенности образования и деятельности отдельных фрагментов рынка эмиссионных ценных бумаг.

ФЗ об облигациях был принят Государственной Думой 20 марта 1996 года и одобрен Советом Федерации 11 апреля того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 22 апреля 1996 года.

Закон о рынке ценных бумаг состоит из шести разделов, тринадцати глав с подглавами и пятидесяти трёх статей, которые рассматривают отдельные области рынка акционных и других дорогостоящих документов, включая процесс их эмиссии, оборота и изъятия из обращения.

Краткое содержание ФЗ-39 по разделам:

Законодательство постоянно изменяется и дополняется в соответствии с новыми правовыми актами в сфере акционной и биржевой деятельности в целях исключения двусмысленной трактовки положений закона, которые влекут за собой неправомерные операции с ценными документами.

Также вам может быть интересна информация о последних изменениях в ФЗ №324. Подробнее об этом по ссылке:

Последние изменения, внесенные в закон

В ходе последней редакции закона, состоявшейся 31.12.2017 посредством принятия поправки № 481-ФЗ, статья 30.1, предусматривающая условия освобождения эмитента ценных бумаг осуществлять раскрытие информации о них, была дополнена пунктом 6, который постанавливает, что правительство РФ вправе определять случаи, в которых эмитенты могут не раскрывать необходимую информацию или ограничит состав и объём раскрываемых сведений, а также устанавливать круг лиц, которым не следует не предоставлять данные или раскрыть их в ограниченном составе.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Статья 1 ФЗ-39 устанавливает предмет регулирования закона, которым является выпуск и обращения ценных бумаг, а также деятельность профессиональных участников фондового рынка и особенности надзора и контролирования их работы.

Статья 2 закона об облигациях описывает основные термины, которые используются в законодательстве, среди которых:

  • Эмиссионная ценная бумага — любая бумага, представляющая ценность, включая бездокументарную, которая обладает одновременно следующими свойствами:
    • закрепляет одновременно имущественные и неимущественные права, которые подлежат подтверждению, уступке и исполнению в соответствии с требованиями настоящего законодательства;
    • выпускается ограниченным тиражом;
    • объём и сроки действия прав в одном выпуске одинаковы для всех, вне зависимости от времени покупки бумаги;
  • Акция — эмиссионная ценная бумага, которая даёт её владельцу право на часть прибыли от прибыли организации, которая её выпустила, на участие в принятии решений и долю имущества, которое остаётся после ликвидации акционерного общества. Акции являются именными документами;
  • Облигация — эмиссионная ценная бумага, которая закрепляет за её владельцем право на получение от эмитента денежную сумму, являющуюся номинальной стоимостью данного документа. Срок получения номинала предусматривается непосредственно в самой облигации. Также облигации могут предусматривать получение установленного процента от её номинальной цены или другие имущественные права;
  • Эмитент — юридическое лицо или государственный исполнительный орган, которые несут обязательства по осуществлению прав владельцев ценных бумаг от своего имени или от публичного образования.

Статья 8 ФЗ о фондовом рынке предусматривает порядок осуществления деятельности с реестром владельцев ценных бумаг. В сферу ведения реестра входят следующие действия с акциями и облигациями:

  • сбор;
  • регистрация;
  • обработка;
  • хранение и предоставление информации о документах;

Вести реестр имеет право только юридическое лицо, обладающее соответствующей лицензией. Данное лицо именуется регистратором или держателем реестра.

Держатель реестра выполняет следующие обязанности:

  • открытие и ведение лицевых счетов согласно правилам настоящего законодательства и регулирующих документов Банка России;
  • предоставление информации зарегистрированным лицам, у которых на лицевых счетах имеется более одного процента голосующих акций эмитента. В разглашаемые сведения входят данные из реестра о зарегистрированных участниках и объёме учитываемых акций;
  • информирование зарегистрированных участников о способах и условиях реализации закреплённых за ними ценными бумагами прав, если они этого требуют;
  • предоставление выписок с лицевых счетов зарегистрированным лицам;
  • публикация информации об утрате учётных записей и банкротстве в средствах массовой информации, а также обращение в суд с исками о восстановлении утраченных прав на ценные бумаги в предусмотренном порядке;
  • другие обязанности в соответствии с настоящим законом и другими нормативными документами Банка России.

Также регистратор проводит операции по конвертации ценных бумаг по распоряжению эмитента и выполняет распоряжения зарегистрированных лиц по их лицевым счетам. Данные распоряжения должны исполняться в течение трёх дней. Отказаться или уклониться от них невозможно, за исключением случаев, установленных нормативными актами Банка России.

Статья 30 ФЗ-39 предусматривает порядок осуществления раскрытия информации о ценных бумагах. Разглашению подлежит только информация, являющаяся общедоступной, не требующая специальных прав доступа.

Осуществляется раскрытие информации следующими способами:

  • в ежеквартальном отчёте;
  • в консолидированной финансовой отчётности эмитента;
  • в сообщениях о важной информации;

В первом квартальном отчёте в году предоставляются следующие сведения:

  • бухгалтерский отчёт эмитента за предыдущий отчётный год с аудиторским заключением;
  • финансовый отчёт за последний трёхмесячный отчётный период.

В последующие ежеквартальные отчёты включаются только сведения за определённый период.
В сообщениях о важной информации указываются только факты, которые могут повлиять на изменения стоимости ценных бумаг эмитента.

Скачать текст закона о рынке ценных бумаг

Для подробного ознакомления со всеми положениями Федерального закона № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг» можно скачать текст документа с последними изменениями по ссылке ниже.

Источники

http://lawlinks.ru/fz-o-rynke-cennyx-bumag/

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (39-ФЗ) 2020, 2019

О рынке ценных бумаг в последней действующей редакции от 28 марта 2020 года.

Сравнить, что изменилось в текущей редакции по сравнению с предыдущей

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, О рынке ценных бумаг не имеет

на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

В Федеральном Законе от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» регулируются отношения, которые возникают при эмиссии и обращении эмиссионных бумаг от различных эмитентов, при обращении других видов ценных бумаг в случаях, регламентированных законодательством. Кроме того, этот закон регулирует особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» регламентирует такие понятия, как брокерская деятельность, выпуск эмиссионных ценных бумаг, листинг ценных бумаг, сертификат эмиссионной ценной бумаги, форекс-дилерства, депозитарная деятельность и т.д. В положения закона были включены требования, которые должны выдвигаться к органам управления и работникам профессионального участника рынка ценных бумаг, а также к их деятельности.

39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» также конкретизирует вопросы по поводу обращения эмиссионных ценных бумаг, представительства владельцев облигаций, информационного обеспечения рынка ценных бумаг, регулирования рынка ценных бумаг и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг. В ФЗ указаны исчерпывающие полномочия Банка России. Данным нормативным актом также регулируются многие другие вопросы в сфере эмиссии и обращения эмиссионных бумаг.

Источники

http://dogovor-urist.ru/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B/%D0%BE_%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%B5_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3/

Закон «О рынке ценных бумаг»

Рынок ценных бумаг — это экономический оборот акций и финансовые отношения между их владельцами. Другими словами, это финансовая часть рынка, на котором используются биржевые инструменты. Ценные бумаги — это один из видов финансовых инструментов.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации ценная бумага — это документ стандартной формы и данных, который определяет имущественные права владельца. Передать или осуществить эти права можно, если иметь при себе хотя бы одну акцию. Статья 128 Гражданского кодекса гласит о том, что ценная бумага определяет гражданские права на движимое имущество.

Описание закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, которые возникают при обращении ценных бумаг. Тип эмитента роли не играет. Также учитываются особенности обращения других акций, которые предусматриваются профессиональными участниками рынка.

Кроме того, настоящий Федеральный закон определяет правила, согласно которым организуются торги. Ценные бумаги допускаются к торгам в случае их учета. Учет производится на основании действующего Федерального закона. Биржа учитывает листинг после включения их в котировальные списки. Учет в подобных списках означает, что владельцев допускают к торгам.

Учет ценных бумаг осуществляется лишь после заключения договора с эмитентом.

Исключением являются случаи, в которых:

  • В соответствии с законом учет осуществляется федеральными государственными органами власти или Банком России;
  • Учет производится самим торговцем, если владельцем ценных бумаг является он сам;
  • Они не включаются в котировальные списки, если бумаги были зарегистрированы на ином торговом мероприятии;
  • Другие случаи, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» был принят Государственной Думой 20 марта 1996 года, а одобрен Советом Федерации 11 апреля того же года. Последние изменения были внесены при последней редакции от 30 июня 2017 года.

Краткое содержание Федерального закона:

  • Глава 1 — Описывает отношения, которые определяются настоящим Федеральным законом;
  • Глава 2 — Перечисляет виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • Глава 3 — Описывает допуск акций к торгам;
  • Глава 4 — Определяет основные положения об эмиссионных ценных бумагах;
  • Глава 5 — Определяет основное понятие эмиссии ;
  • Глава 6 — Описывает обращение ценных бумаг;
  • Глава 7 — Раскрывает информацию на рынке;
  • Глава 8 — Описывает, в каких целях можно использовать служебную информацию;
  • Глава 9 — Описывает правила рекламы на рынке, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
  • Глава 10 — Перечисляет основы регулирования рынка;
  • Глава 11 — Регулирует деятельность профессиональных участников на рынке;
  • Глава 12 — Перечисляет функции и полномочия банка России;
  • Глава 13 — Описывает саморегулирующую организацию в области финансового рынка.

Последние изменения

Как уже говорилось выше, дата внесения изменений в законе при последней редакции 30 июня 2017 года. Были внесены поправки в двух статьях: статья 14 и статья 17.2.

Статья 14

В подпункте 1 статьи 14 настоящего закона было дополнено предложение « осуществление листинга федеральных государственных ценных бумаг или облигаций Банка России».

Статья 17.2

Ст 17.2 настоящего закона была дополнена пунктом 7. В нем говорится о том, что положения и правила действующей статьи не относятся к процедуре приобретения Банком России ценных бумаг по договорам репо.

Ниже рассмотрены статьи, в которых изменения при последней редакции не вносились. Тем не менее, в них содержится важная информация.

Статья 1

В ст 1 ФЗ «О Фондовом рынке» определяется предмет регулирования настоящего Федерального закона. Это отношения, которые возникают в случае обращения и эмиссии ценных бумаг. Тип эмитента роли не играет. Также в статье описывается, что могут участвовать другие акции, которые предусмотрены Федеральным законом.

Статья 2

Ст 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» описывает основные понятия, которые используются в настоящем Федеральном законе.

Например:

Эмиссионная ценная бумага — это любая акция, которая характеризуется в следующих аспектах:

  • Учитывает имущественные и не имущественные права;
  • Имеет одинаковые сроки и объем для осуществления права. Время приобретения акции большой роли не играет;
  • Публикуется выпусками.

Акция — эмиссионная ценная бумага, которая имеет одного владельца, он же акционер.

Облигация — эмиссионная акция. Согласно закону, ее владелец имеет право получить ее номинальную стоимость в любой момент. В некоторых случаях владелец может получить фиксированный процент от номинальной стоимости или другие имущественные права. Доход от облигации эквивалентен процентам от прибыли.

Эмитент — это юридическое лицо, орган местного самоуправления, исполнительный орган государственной власти или другой организатор мероприятия. Он несет ответственность перед владельцем ценных бумаг или перед собой. Иными словами, он следит за тем, чтобы права, закрепленные за этими акциями, не нарушались.

Статья 8

В статье 8 ФЗ «О РЦБ» описывается работа по ведению учета собственников ценных бумаг.

В ходе проведения подобной работы вовлекаются несколько процессов:

  • Учет;
  • Контроль информации;
  • Хранение сведений.

Подобные работы должны проводиться исключительно юридическими лицами. Если лицо изъявляет желание заняться ведением реестра, оно переименовывается как держатель реестра. По просьбе эмитента держателем реестра может стать участник рынка ценных бумаг. Основное условие — иметь при себе лицензию, действие которой позволяет вести реестр. Возможны и другие случаи, предусмотренные федеральными законами.

Статья 30

Ст 30 ФЗ «О рынке ценных бумаг» определяет понятие «раскрытие информации». Иными словами, термин раскрытие информации означает доступность информации для всех заинтересованных лиц. Другими словами, в соответствии с законом раскрытая информация не требует привилегий для получения доступа. Если регистрируется проспект акций или российские депозитарные расписки, допуск к информации осуществляется на рынке.

Скачать Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» включает в себя 13 глав и 53 статьи. Он определяет владельцев акций на финансовом рынке. Перечисляет особенности и права конкретных лиц, которые могут участвовать на торгах. Чтобы подробнее проанализировать основные аспекты, ознакомиться с изменениями, дополнениями и поправками законодательных положений, скачайте 39-ФЗ по ссылке.

[3]

Источники

http://210fz.ru/fz-o-rynke-cennyx-bumag/

Федеральный закон о рынке ценных бумаг: в 2019 году начали действовать новые правила

В 2018 году в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 №39-ФЗ (далее — Закон) были внесены изменения и дополнения на основании Федерального закона от 27.12.2018 №514-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг».

Нововведения начинают действовать с 28.12 2018 и с 01.01.2020. В 2019 году действуют следующие изменения.

Возможность учета прав и погашения без распоряжения

На основании п. 13.1 ст. 8.2 Закона держатели реестра и депозитарии получили возможность осуществления централизованного учёта прав на облигации, проводить операции по погашению ценных бумаг вне зависимости от наличия или отсутствия распоряжения (поручения) лица, на чье имя открыты лицевые счета или счета депо. В этом случае потребуется соблюсти обязательное условие — полностью исполнить все обязательства по облигациям и иным ценным бумагам.

Организованные торги и допуск к ним

В обновленный закон (п. 1.1, 2, 6 ст. 14 39-ФЗ) включены поправки в требования по организации торгов.

В процессе размещения путем открытой подписки могут быть допущены ценные бумаги в следующих случаях:

  • при наличии регистрации проспекта;
  • без регистрации: это может происходить в случаях, если ценные бумаги не включены в котировальные списки, а эмитент раскрывает информацию в соответствии с требованиями организатора торговли.

Банк России является регулятором листинга облигаций.

Эмиссионные ценные бумаги

В новой редакции 39-ФЗ был дополнен ст. 16.1 «Общие положения об эмиссионных ценных бумагах». Она регулирует определение данных документов, их размещение российскими эмитентами вне РФ, порядок выдачи разрешения Банка России для размещения таких бумаг.

Погашение облигаций до истечения срока действия

Если раньше владельцы облигаций имели право потребовать погасить их досрочно в условиях серьезных нарушений исполнения обязательств и в иных случаях, то в обновленном Законе ст. 17.1 (п. 1-5) наделила эмитента полномочиями по своему усмотрению исключить при выпуске данные пункты из оснований для дефолта. В этом случае владельцы облигаций не смогут из-за ухудшения условий обеспечения требовать их досрочного погашения.

Проспект бумаг и его регистрация

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона были сокращены ситуации, в которых обязательна подготовка и проведение регистрации проспекта выпускаемых бумаг.

Перестало иметь значение число лиц, пользующихся правом преимущественного приобретения ценных бумаг, в вопросе регистрации проспекта. Процедура не потребуется, когда ценные бумаги приобретают квалифицированные инвесторы и люди с правом преимущественного приобретения. Аналогична ситуация с акционерами эмитента.

Ранее существовал единственный вариант, когда регистрация проспекта не требовалась: если число приобретателей акций не превышало 500 человек.

Еще одно нововведение касается срока размещения облигаций: если со дня оформления проспекта до момента размещения прошло менее года, его регистрацию проводить не нужно.

Обеспечение третьими лицами

На основании п. 5, 6 ст. 27.2 Закона запрещается размещать облигации до того, как эмитент предоставит сведения о лице-обеспечителе, а также об условиях, на которых оно их обеспечивает. Запрет действует на случаи, когда регистрацию не сопровождает оформление проспекта.

Гаранты для обеспечения обязательств

Расширены правила поручительства по облигациям. По новому Закону (п. 2 ст. 27.5) его получили не только банки.

В случае если обеспечение происходит после размещения, необходимо провести регистрацию обременения до того, как будет изменено решение о выпуске облигаций.

Оплата уставного капитала перед выпуском

Все коммерческие организации, а также государственные, унитарные предприятия теперь обязаны оплатить уставной капитал до выпуска облигаций (ст. 27.5-4 Закона). Ранее это требование распространялось лишь на хозяйственные общества.

«Вечные» облигации

В новой редакции Закон был дополнен ст. 27.5-7. Она предусматривает возможность для организаций выпускать облигации без срока их погашения. Не указывать сроки погашения в решении разрешается хозяйственным обществам, которые:

  • ведут деятельность более 5 лет;
  • за это время у них не выявлялись значительные нарушения исполнения обязательств по облигациям;
  • в кредитном рейтинге компания получила наивысший уровень рейтинга.

Облигации, у которых отсутствует срок погашения, нельзя конвертировать в акции и прочие ценные бумаги.

Раскрытие информации

В п. 4 и 4.1 ст. 30 Закона внесли дополнения об обязанности раскрытия информации эмитентом. Это происходит в следующих случаях:

  • эмитент разместил ценные бумаги или зарегистрировал проспект (если это предусмотрено);
  • после регистрации проспекта, когда он не связан с размещением ценных бумаг.

Право сокрытия информации

Некоторые эмитенты получили право отказаться от публичного раскрытия информации на основании п. 6 ст. 30.1 Закона. Основанием для этого будет служить решение Правительства РФ.

Предмет договора репо

Список ценных бумаг, которые являются предметом договора репо, увеличился на основании п. 2 ст. 51.3 Закона. В него включили акции инвестиционных иностранных фондов и паи.

Иностранные эмитенты и их права

Ст. 51.1 (п. 8, 12, 14, 21 и 21.1) Закона устанавливает особенности и порядок, согласно которым, происходит размещение на территории РФ ценных бумаг иностранного эмитента.

[1]

В случае если ценные бумаги не были допущены к публичному размещению, осуществлять их регистрацию и направлять проспект ценных бумаг иностранным эмитентам не нужно.

До начала торгов биржа должна информировать участников о допущении или недопущении иностранных эмитентов к организованным торгам. Уведомление о допуске к публичному обращению эмитенту обязаны отправить не позже, чем на следующий день после начала торгов.

Кроме перечисленных выше статей, небольшие дополнения были внесены в следующие статьи Закона № 39-ФЗ: ст. ст. 3; 8.6-1; 8.9; 15.1; 15.2; 17.2; 27.3; 27.3-1; 27.5-5; 27.5-6; 27.6; 29.1; 29.7; 29.8.

Источники

http://zakonguru.com/izmeneniya/cennye-bumagi.html

Рынок ценных бумаг: правила меняются

Закон о рынке ценных бумаг - картинка 5

Нововведения из этого документа можно поделить на две группы: те, которые вступили в силу с 28 декабря 2018 года и те, которые заработают только с 1 января 2020 года.

Что уже заработало

Незначительно меняется и регулирование досрочного погашения облигаций. О нем можно просить, если существенно нарушены условия исполнения обязательств по таким бумагам. Сам перечень таких нарушений не изменился, поясняет эксперт. Зато новеллы дают дополнительные возможности эмитентам. В решении о выпуске облигаций с обеспечением можно предусмотреть: если гарантия исчезнет или ее условия серьезно ухудшатся, то это не обязательно надо расценивать как существенное нарушение. Кроме того, добавляется новое основание для досрочного погашения облигаций – их исчезновение с биржи (делистинг) из-за нарушений правил раскрытия информации.

Еще одно нововведение – гарантию в качестве обеспечения по облигациям сможет предоставлять не только банк, но и другая коммерческая организация. Правда, чистые активы этой фирмы должны быть не меньше суммы предоставляемой гарантии.

Новые возможности появляются у некоторых корпоративных эмитентов. Они получают право выпускать облигации без срока погашения («вечные»). Но такие эмитенты должны соответствовать двум главным условиям: иметь наивысший кредитный рейтинг по национальной шкале, а их облигации находиться в обращении не менее 5 лет. Причем, за этот период не выявлялись факты существенных нарушений исполнения обязательств по таким ценным бумагам. Ранее выпускать вечные облигации могли только банки.

Еще один вид акций и антисанкционная повестка

Законодательные изменения не обошли стороной и антисанкционную повестку. Новеллы предусматривают, что некоторых эмитентов можно освободить от публичного раскрытия информации, которую было необходимо публиковать ранее. По словам Иванова, было ожидаемо, что эмитенты получат возможность скрываться от аналитиков американских и европейских надзорных органов. Но такое нововведение повлияет на возможность инвесторов контролировать сохранность и доходность вложений, предупреждает эксперт: «Полагаю, это снизит привлекательность бумаг скрытных эмитентов».

[2]

Что изменится только в 2020-м

Вместе с тем, большая часть нововведений вступает в силу лишь с 1 января 2020 года. Так, через год существенно упростится процедура эмиссии ценных бумаг и появится возможность подавать документы на регистрацию их выпусков в электронной форме, добавляет Конюшкевич. Функционал для этого будет доступен на официальном сайте Банка России или регистрирующей организации. Такая новелла позволит снизить затраты на подготовку документов, отмечает Арина Макарова юрист Ковалев, Тугуши и партнеры Ковалев, Тугуши и партнеры Федеральный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Страховое право группа Банкротство группа Фармацевтика и здравоохранение группа Корпоративное право/Слияния и поглощения 4 место По выручке на юриста (Меньше 30 Юристов) 27 место По выручке 30-31 место По количеству юристов × : «Это изменение идет в общем ключе внедрения технологий по взаимодействию с госорганами через электронные ресурсы». Но эксперт предупреждает, что в первое время после запуска новых механизмов не стоит исключать «возникновения задержек и трудностей при использовании систем».

Кроме того, с 2020 года регистрировать выпуски акций, подлежащих размещению при учреждении непубличных акционерных обществ, можно будет через регистраторов. Таким образом, значительная часть нагрузки по регистрации выпусков акций перейдет с Центробанка на регистраторов. Если они откажут в проведении этой процедуры, то можно будет дополнительно обратиться в ЦБ, поясняет Макарова. По ее словам, это нововведение упростит процедуру регистрации и увеличит роль регистратора. Более подробно новая система еще будет детализирована в разъяснениях ЦБ, предполагает эксперт. Также существенно упростится жизнь эмитентов, которым больше не придется предоставлять уведомления об итогах выпуска ценных бумаг, добавляет Конюшкевич.

Влияние новелл на участников рынка ценных бумаг

Адвокат S&K Вертикаль S&K Вертикаль Федеральный рейтинг группа Управление частным капиталом группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство группа Семейное/Наследственное право группа Корпоративное право/Слияния и поглощения 8 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) 20 место По выручке 26-28 место По количеству юристов Профайл компании × Александра Асташкина подчеркивает, что практически все нововведения направлены на упрощение процедуры и сокращение сроков эмиссии ценных бумаг, а также оптимизацию требований к раскрытию информации эмитентами.

За счет новых правил эффективность деятельности участников рынка ценных бумаг повысится, уверена эксперт. В частности, новеллы позволят эмитентам в короткие сроки размещать бумаги на бирже, а объем требований к эмитентам значительно сокращается, говорит Асташкина: «Их освобождают от обязанности раскрывать и предоставлять отдельную информацию, меняются также и внутрикорпоративные процедуры, соответственно для них упрощается механизм привлечения денег».

Так что изменения можно оценить как исключительно положительные, несмотря на ряд вопросов, который так или иначе придется урегулировать дополнительно и позднее, поясняет партнер ЕМПП ЕМПП Федеральный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Рынки капиталов группа Семейное/Наследственное право группа Уголовное право 20 место По выручке на юриста (Меньше 30 Юристов) 48 место По выручке × Олег Бычков. Но на первом этапе жизнь усложнится у всех участников рынка, предупреждает юрист: «Ведь, по сути, вводятся новые правила игры». И в переходный период могут появиться ситуации правовой неопределенности, которыми могут воспользоваться недобросовестные участники рынка ценных бумаг, предупреждает в заключение Асташкина.

Источники

http://pravo.ru/story/208776/

Закон о рынке ценных бумаг: основные положения

Закон о рынке ценных бумаг - картинка 6

Правоотношения на финансовом рынке регламентирует целый спектр законов, к числу которых относится и Федеральный закон о рынке ценных бумаг. Закон регулирует правоотношения в области выпуска и купли-продажи ценных бумаг, а также вопросы формирования элементов институциональной структуры финансового рынка.

Рынок финансовых инструментов появился в России сравнительно недавно и, тем не менее, в перспективе может войти в число наиболее развитых рынков.

Для реализации этой цели необходимо:

  • увеличить число финансовых инструментов, торгуемых на бирже;
  • привести нормативно-правовую базу в соответствие с мировыми стандартами;
  • сформировать реальную систему контроля за деятельностью участников финансового рынка;
  • вести реальную работу по предотвращению инсайдерских сделок;
  • повысить эффективность саморегулируемой организации.

Правительство предпринимает большие усилия для реализации поставленных целей, но, к сожалению, внешние условия, связанные с введением экономических санкций, не позволяют пока двигаться ускоренными темпами. Не получила пока развитие и идея по формированию в Москве мирового финансового центра, но работа по совершенствованию законодательства тем не менее продолжает вестись.

Законодательство в области финансового рынка

Нормативно-правовая база деятельности на финансовых рынках базируется на нескольких основных законах, связанных с деятельностью на рынке финансовых инструментов. Отдельным законодательным актом, регламентирующим оборот ипотечных ценных бумаг, является закон «об ипотечных ценных бумагах» 152 ФЗ. Большую роль в регулировании финансового рынка играют подзаконные акты, издаваемые Банком России и министерствами финансово-экономического блока Правительства.

Формирование российской законодательной базы во многом базировалось на законах США «О ценных бумагах». Финансовый рынок Соединенных Штатов является самым развитым в мире. Практически любой гражданин США является владельцем портфеля ценных бумаг и активным участником биржевых торгов.

Этот фактор оказал позитивное влияние на общую разработанность законодательства в этой сфере не только в США, но и в других развитых странах. В результате, за рубежом нормативно-правовая база детально рассматривает любую проблему финансового рынка.

Совет! В российском законодательстве существует большое число отсылочных норм, что делает его сложным для восприятия и заставляет искать дополнительную информацию в других нормативно-правовых актах. Не стоит лениться это делать, так как очень часто дополнительная информация в корне меняет общее понимание путей решения проблемы. Не менее важно учитывать проходящую интеграцию законодательства стран ЕАЭС, итогом которой могут стать значительные изменения в законодательстве о финансовом рынке.

Рассмотрим основные положения закона более подробно, так как знание законодательства значительно облегчает принятие решения в области управления инвестиционным портфелем.

Какие виды деятельности на финансовом рынке разрешены законодательно

Закон о рынке ценных бумаг - картинка 7

О рынке ценных бумаг федеральный закон говорит как об организованном рынке, действующем на основе определенных законодательно установленных правил. Закон о ценных бумагах РФ является одним из важнейших элементов инфраструктуры финансового рынка. Документ состоит из 6 разделов и 13 глав.

В целом документ регламентирует вопросы:

  • эмиссии;
  • обращения;
  • требований к профучастникам рынка;
  • информационного сопровождения финансового рынка;
  • роль банка России и др.

Совет! Недостатком является постоянное редактирование закона, поэтому необходимо периодически просматривать вводимые изменения, чтобы правильно организовать управление инвестиционным портфелем.

Первый раздел состоит из глав, определяющих общие положения закона, включая:

  • предмет регулирования;
  • основные используемые термины.

Закон РФ о ценных бумагах в главе 2 устанавливает, что на этом рынке профессиональную деятельность могут осуществлять:

Брокеры

Брокеры (см. Брокер и брокерская компания: основные функции) предоставляют участникам финансового рынка услуги по исполнению различных поручений, связанных с куплей и продажей финансовых инструментов. Брокер имеет право выдавать клиентам займы и получать проценты за предоставленные финансовые средства или ценные бумаги.

Совет! Выбор брокера — это одно из наиболее важных решений для инвестора. Именно благодаря правильному выбору этого институционального участника торгов инвестор получает возможность легко и оперативно управлять деньгами или, наоборот, будет постоянно испытывать трудности при осуществлении купли-продажи ценных бумаг.

Дилеры

Законодательство определяет, что дилером может быть только юридическое лицо, представляющее коммерческую организацию, которое может самостоятельно осуществлять сделки по купле и продаже ценных бумаг. К числу дилеров закон 39 ФЗ о рынке ценных бумаг относит и форекс-дилеров, деятельность которых регламентируется статьей 4.1.

Собственные средства такого юридического лица должны составлять сумму не менее 100 млн. рублей. В обязанности форекс-дилеров входит учет всех договоров, заключаемых с его участием, а также любых других операций, которые совершаются в целях исполнения этих договоров.

Форекс-дилер не имеет права:

  • заключать рамочные договоры, если текст такого договора не зарегистрирован в саморегулируемой организации форекс-дилеров;
  • самостоятельно, без заявки физического лица, заключать договоры, при этом физическое лицо не должно являться индивидуальным предпринимателем;
  • заключать с контрагентами в один и тот же период времени договоры на разных условиях при аналогичных параметрах сделок;
  • в одностороннем порядке изменять условия договора после его заключения;
  • расторгать договор в одностороннем порядке;
  • нарушать зависимость между котировками на покупку и продажу;
  • кредитовать не являющихся индивидуальными предпринимателями физических лиц.

Совет! Законодательство о дилерах может быть интересно лишь в том случае, если инвестор планирует осуществлять операции по купле-продаже валюты. В этом случае на первый план выходит оценка «порядочности» валютного дилера. Инвестору стоит внимательно изучить отзывы и обратить особенно большое внимание на легкость возврата вложенных финансовых средств.

Управляющие ценными бумагами

Под управлением ценными бумагами законодательство о рынке ценных бумаг определяет доверительное управление финансовыми инструментами, к которым относятся:

  • ценные бумаги;
  • финансовые средства, предназначенные для работы на рынке.

В обязанности управляющего входит ведение учета ценных бумаг по каждому договору отдельно.

Совет! Мнение многих инвесторов подтверждает опыт, свидетельствующий о том, что лучше всего самостоятельно управлять собственными финансовыми средствами. Помните, что независимо от результатов управления средствами инвестора, управляющему придется заплатить деньги за управление. Управлять чужими финансовыми средствами легко и решения в этом случае принимаются быстро, так же, как и уменьшаются средства на счете. Лучше всего своими средствами управлять самостоятельно, получив необходимые знания.

Организация депозитарной деятельности

Под депозитарной деятельностью федеральный закон о ценных бумагах признает предоставление услуг, связанных с:

  • хранением сертификатов финансовых инструментов;
  • учетом и переходом прав на финансовые инструменты.

Предоставление услуг депозитарной деятельности возможно только на основе заключения в письменной форме депозитарного договора.

Договор в обязательном порядке должен содержать следующую информацию:

  • точное, не подлежащее двойному толкованию определение предмета договора;
  • порядок передачи депонентом распоряжений депозитарию;
  • период действия договора;
  • величину вознаграждения и порядок его получения депозитарием;
  • периодичность и форму отчета, предоставляемого депозитарием депоненту;
  • обязанности депозитария перед депонентом.

В обязанности депозитария входит:

  • обязательная регистрация факта обременения ценных бумаг депонента;
  • ведение счетов депо по каждому депоненту с указанием точной даты и основания проведенной по счету операции;
  • ознакомление депонента со всей имеющейся у депозитария информацией, полученной от эмитента или держателя реестра владельцев ценных бумаг.

Совет! Депозитарная деятельность осуществляется специально образованными юридическими лицами и обычно инвестору не приходится сталкиваться с этим органом, поэтому изучать законодательство, касающееся работы депозитария, не имеет особого смысла.

Реестр ценных бумаг

Федеральный закон «о рынке ценных бумаг» определяет деятельность по ведению реестра ценных бумаг как выполнение следующих действий по работе с данными, входящими в реестр владельцев ценных бумаг:

  • сбор ценных бумаг;
  • фиксация стоимости ценных бумаг;
  • обработка данных о покупках ценных бумаг;
  • хранение информации о ценных бумагах;
  • предоставление информации из реестра.

Ведение реестра разрешается только юридическим лицам.

В обязанности держателя реестра входит право:

  • открывать в реестре лицевые и иные счета;
  • проводить в реестре операции, но только по распоряжению зарегистрированных лиц;
  • предоставлять зарегистрированному лицу информацию, разрешенную законодательством;
  • информировать зарегистрированных владельцев ценных бумаг о правах и порядке их осуществления, закрепленных за бумагами;
  • формировать списки лиц, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять права по ценным бумагам.

Условием получения информации об именах зарегистрированных лиц и о количестве имеющихся на счетах зарегистрированных акций является учет на лицевом счете более 1% голосующих акций эмитента.

Совет! Нормы закона в части ведения реестра также не являются важной информацией для простого инвестора и тщательно изучать их совсем не обязательно.

Выпуск и обращение ценных бумаг

Главы 3-6 закона посвящены вопросам эмиссии и обращения эмиссионных бумаг. Закон «о рынке ценных бумаг» регулирует правоотношения в области выпуска и обращения ценных бумаг. Ценные бумаги в Российской Федерации могут быть именными и на предъявителя. Именные ценные бумаги выпускаются только в бездокументарной форме, а на предъявителя только в документарной.

Четвертый раздел закона посвящен вопросам информационного обеспечения финансового рынка, а пятый раздел рассматривает вопросы государственного регулирования в области функционирования рынка ценных бумаг.

Федеральный закон РФ «О рынке ценных бумаг» регламентирует следующий порядок государственного регулирования рынка ценных бумаг:

  • разработка стандартов и требований к деятельности профучастников финансового рынка;
  • государственная регистрация выпускаемых ценных бумаг;
  • осуществление контроля за условиями и обязательствами, указанными в проспектах финансовых инструментов;
  • лицензирование деятельности профучастников финансового рынка;
  • организация системы защиты и контроля прав владельцев ценных бумаг;
  • контроль за соблюдением запрета на осуществление предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг в отсутствии лицензии.

Большое внимание в законе уделено наказанию за инсайдерскую торговлю, а также общему информационному обеспечению торговли ценными бумагами. В законе рассмотрена и все более усиливающаяся роль Центрального банка, призванного осуществлять контроль за финансовыми рынками.

Саморегулируемая организация участников финансового рынка

Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» предусмотрены основные положения функционирования саморегулируемой организацией профучастников финансового рынка. В соответствии с законодательством, организация основывается инициативно для реализации следующих целей:

  • обеспечения условий для осуществления деятельности участников финансового рынка;
  • соблюдения совместно принятых стандартов профессиональной этики;
  • защиты интересов членов организации, которые являются владельцами ценных бумаг, и других клиентов финансового рынка;
  • выполнения всех принятых правил и стандартов.

Саморегулируемая организация самостоятельно устанавливает:

  • правила, регламентирующие работу на финансовом рынке;
  • стандарты, на основе которыхпроводятся операции с финансовыми инструментами;
  • контрольные мероприятия за соблюдением правил и стандартов.

Все принимаемые решения обязательны к исполнению для всех членов саморегулируемой организации.

Закон о рынке ценных бумаг - картинка 10

Совет! Инвестор, являющийся профучастником финансового рынка, обязан знать и соблюдать все стандарты и правила. Но и непрофессиональные участники должны знать стандарты, так как благодаря этому получают дополнительный шанс на быстрое и эффективное решение возможных проблем на финансовом рынке.

Источники

http://tv-bis.ru/investitsionnoe-pravo/313-zakon-o-ryinke-tsennyih-bumag.html

Литература

  1. ред. Грязнова, А.Г.; Федотова, М.А. и др. Оценка недвижимости; М.: Финансы и статистика, 2013. — 496 c.
  2. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.
  3. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.
  4. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.
  5. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.

Добавить комментарий

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях